09.06.08 

Imagearrow.gifАНТК | Ан-70

Средний военно-транспортный самолет (ВТС) Ан-70 в ближайшей перспективе может быть приобщен к оперативно-тактическим авиаоперациям НАТО и Европейского союза. Такая гипотеза была обнародована на прошлой неделе в Берлине во время первого заседания Европейского конгресса по транспортной авиации в рамках Международного авиакосмического салона ILA-2008. Как утверждают представители АНТК им.Антонова, особенно повышенное внимание наблюдалось со стороны руководителей оборонно-промышленного ведомства Германии. Они неофициально высказывают готовность в процессе вооружения Бундесвера отдать преимущество именно Ан-70 в противовес до сих пор еще не испытанному А400М (Airbus). После услышанного, во многих возникло вполне естественное ощущение дежа-вю: подобные обещания неоднократно звучали около восьми-десяти лет назад.

Своеобразными PR-менеджерами Ан-70 на международной арене издавна считаются немцы: впервые идею оснастить национальные ВВС украинским самолетом в 1994 г. предложил канцлер Гельмут Коль, а его дебютная зарубежная презентация состоялась в мае 1998 г. в Берлине. Тогда ряд западногерманских компаний присоединился к программе строительства европейского транспортного самолета для потребностей НАТО под названием «Ан-7Х» (на базе Ан-70) и, с целью координации работ, даже был создан международный консорциум «Аэро Трейк».

В июне 1999 г. во время аэрокосмического салона в Ле-Бурже консорциумы «СТС» и «Аэро Трейк» подписали соглашение о совместной реализации программы производства общеевропейского базового самолета Ан-7Х. Геополитический пасьянс на то время отмечался неоднозначностью: Франция (не входящая в военную составляющую блока НАТО) после печальноизвестных событий в бывшей Югославии резво пропагандировала идею паневропейской системы коллективной безопасности, независимой от США. Однако, военно-транспортный авиапарк вооруженных сил Франции, Великобритании, Германии, Испании, Италии, Бельгии и Турции состоял, по большей части, из устаревших С-130 и С-160. Британия и Турция поддерживали модернизацию за счет новых американских самолетов, Франция и Испания интенсивно проталкивали эскизный проект А400М (Airbus) и только единственной Германии импонировал Ан-7Х.

Вскоре, европейские страны объявили о проведении тендера на определение наилучшего среднего ВТС, в котором, понятно, основными конкурентами были А400М(Airbus) и Ан-7Х. Правда, это трудно было называть полноценной конкуренцией, ведь украинский самолет уже завершал программу летных испытаний, а западноевропейский существовал лишь «на бумаге». Тем более, что Ан-7Х «лично» прилетел на финал тендера: он умел парить и выходить на углы атаки, как боевой самолет, способный был поместить почти весь арсенал НАТО (бронированные машины, ракетные комплексы, вертолеты), по экономичности на 30% превосходил показатели эксплуатируемых самолетов аналогичного класса и - самое главное – соблазнял всех невероятно низкой стоимостью в $50 млн. Другими словами, победа, вроде бы уже была «в кармане».

Однако, кроме Германии, существенные преимущества Ан-7Х реально не оценила ни одна из европейских стран-членов Североатлантического альянса и выбор был сделан в пользу А400М(Airbus). Великобритания сразу заявила о намерениях закупить 25 самолетов А400М(Airbus), заказ с 150 самолетов должны были обеспечить Италия, Испания, Турция, Бельгия и Франция. В качестве аргументов, часто использовали тезисы: «европейские рабочие места –– для европейцев» и «объединенной Европе –– общеевропейский самолет». От такого прессинга, сопровождавшегося всплеском европатриотизма, пришлось капитулировать и Германии, которая в мае-июне 2000 г. официально отказалась закупать Ан-7Х для потребностей собственной армии.

Этот тендер запомнился не только несправедливым поражением Ан-70, но и распространением слухов о промышленном шпионаже. Оглашались почти детективные истории о том, как в гостинице, где жили немцы во время посещения АНТК им. О.Антонова, находили чертежи Ан-7Х. Не удалось «похитить» лишь шасси и отдельные узлы управления, которые разрабатывались в России, все остальное оказалось заграницей. Конечно, слухи так и остались не подтвержденными, но много экспертов не перестает беспокоить загадочное сходство проекта А400М(Airbus) с Ан-70, который разработали еще в 1987 г. Хотя, европейский «близнец» невзирая ни на что до сих пор так и не смог подняться в небо.

Добиваться европейской поддержки для серийного производства Ан-70, Украину фактически побуждают действия со стороны России. Военно-политическое руководство нашего соседа в середине 2006 г. заявило о прекращении финансирования реализации совместного проекта на основе подписанных в 1993 г. и в 1999 г. соответствующих межправительственных соглашений. Официальная причина – чрезвычайно высокая стоимость и техническое несовершенство Ан-70. Изначально, Россия обязывалась профинансировать 72-80% проекта (закупить для своих ВВС 169 самолетов Ан-70), а Украина – 20-28% или 64 самолета.

В августе 2007 г. Россия сигнализирует о своем возвращении к сотрудничеству с Украиной в этом направлении, которое документально подтверждается в форме заключенного Меморандума о взаимопонимании по развитию кооперации в области транспортной и пассажирской авиатехники, между руководителями Госконцерна «Авиация Украины» и «Объединенной авиастроительной корпорации». В феврале 2008 г. министр оборони РФ Анатолий Сердюков лично заверяет министра обороны Украины Юрия Еханурова в том, что Кремль будет продолжать принимать участие в проекте серийного производства Ан-70, но финансирование будет происходить, исключительно для потребностей МЧС России.

Такое новшество, с точки зрения Валентина Бадрака, эксперта Центра исследования армии, конверсии и разоружения (ЦИАКР), можно расценивать как банальное затягивание времени: придется денонсировать действующие межгосударственные соглашения и заключать договоренности с правительством РФ или отдельными российскими компаниями. Тем не менее, украинская сторона, ради привлечения России готова была согласиться на такое невыгодное для себя предложение. Особенно большие надежды возлагались на визит 28 апреля, премьер-министра России Виктора Зубкова в Киев. Впрочем, разочарование не заставило себя долго ждать и в процессе его встречи с премьер-министром Украины Юлией Тимошенко, центральной темой обсуждения было возобновление в III квартале текущего года серийного производства не Ан-70, а уже тяжелого транспортного Ан-124-100 (Руслан).Многочисленные украинские и российские эксперты, анализируя предпосылки всех этих событий вокруг Ан-70, склонны видеть не финансовый, технический или политический подтекст, а именно коммерческий фактор влияния. Вспомним, что еще 2 июня 2001 г. без консультации с Украиной и надлежащего афиширования, Российское авиационно-космическое агентство (Росавиакосмос) и Европейский аэрокосмический оборонный концерн (EADS) подписали соглашение о сотрудничестве. Очень важно подчеркнуть красной чертой, что в программе этого сотрудничества было предусмотрено интенсивное участие России в подготовке к первому запуску А400М(Airbus): разрабатывать крыло, шасси, стабилизатор, тяговый вентилятор для двигателя, проектировать узлы крепления мотора, а также испытывать модели в аэродинамической трубе.

Сегодня преподнося отказ от Ан-70 под маской борьбы против интеграции Украины в НАТО, Россия заметно прогрессирует в продвижении собственного военно-траснпортного аналога Ил-76 на внешние рынки. Модернизированный двигатель Ил-76 – «Бурлак» – уже отвечает требованиям Международной организации гражданской авиации, и, таким образом, самолет может курсировать в любом регионе планеты. «Позиция военно-политической верхушки РФ относительно Ан-70, вызывает, по меньшей мере, недоумение. Похоже, никто до конца не понимает, что серийный выпуск этого самолета будет способствовать в России – созданию новых рабочих мест, росту реального сектора экономики, получению солидных геополитических дивидендов», – констатирует Виталий Шмельков, экс-председатель Берлинского торгпредства РФ (1995-2000 гг.), в настоящее время, первый председатель правления «Немецко-русского экономического альянса».

В свою очередь, украинские эксперты с ЦИАКР настойчиво рекомендуют украинской власти отбросить все иллюзии и гадания относительно возможного-невозможного возвращения России, не проникаться бюрократическими проблемами на межгосударственном уровне, а срочно начинать самостоятельное форсированное финансирование проекта серийного производства Ан-70. За любое промедление, в ближайшие годы мы можем расплатиться – потерей мощного экспортного потенциала Ан-70. Сравнив ЛТХ украинского самолета с ЛТХ «архаичного» Ил-76 и несуществующего А400М(Airbus), сразу же бросается в глаза его превосходство в классе средних и тяжелых ВТС. Главным непреодолимым соперником остается, разве что Boeing C-17 (Globemaster III), который проигрывает Ан-70 лишь собственной сверхдорогой ценой и огромными расходами топлива.

Согласно подсчетам экспертов АНТК им.Антонова, для реализации в Украине первого этапа проекта серийного производства Ан-70 до 2010 г. (завершение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также изготовление и приобретение двух самолетов для потребностей Минобороны) требуется от $100 млн. до $300 млн. А зарубежного партнера можно искать не только в России или на просторах ЕС: Ан-70 также в свое время находился и сейчас находится в орбите интересов Индии, Китая, Ливии, ОАЭ, Саудовской Аравии, Ирана, Венесуэлы, Казахстана, Азербайджана и Грузии.

Владимир Тиравский

Джерело ugmk.info