В не такие уж и далекие времена небо было доступно всем желающим: занимайся хоть парашютным спортом, хоть авиационным. Во времена украинской независимости, когда еще оставались не только 12 авиационно-спортивных клубов в разных регионах, но и небольшие, с одним-двумя самолетами авиакружки при разных предприятиях, жилось им уже гораздо тяжелее.
Но и тогда с клубных аэродромов поднимались самолеты, опытные летчики и инструкторы парашютного спорта учили молодежь, а украинские команды, костяк которых составляли крымчане, на международных соревнованиях по-прежнему считались грозными соперниками и занимали призовые места. Сейчас авиаклубы исчезают один за другим.
Неужели долетались?
Когда-то Крым называли непотопляемым авианосцем — из-за множества аэродромов, расположенных на самой природой выдвинутом в море клочке суши. Их тут насчитывалось больше двадцати: от грунтовых, способных принимать небольшие самолеты, до взлетных полос, на которые садились реактивные истребители и могли даже приземляться космические челноки «Буран». Симферопольский авиационно-спортивный клуб, один из старейших в стране (он был основан в 1931 году), служил базой для подготовки летчиков и парашютистов. Между прочим, двенадцать летчиков — Героев Советского Союза начинали летать именно здесь. Наш знаменитый земляк, дважды Герой Амет-Хан Султан тоже воспитанник Симферопольского авиационно-спортивного клуба. Недавно, кстати, сюда приезжал необычный гость — сакчанин Федор Василенко. Этот пожилой человек — выпускник 1936 года, он может считаться самым пожилым среди ветеранов клуба.
Директор клуба Леонид Одаев рассказал «1К», что в хорошие времена только парашютистов, которые впервые прыгали с самолета, проходило в год порядка 5 тысяч. Молодежи в этот «крылатый» спорт шло очень много, немало людей выбирали потом профессии, связанные с небом.
Была и специальная программа подготовки летчиков: сюда приходили школьники, мечтавшие о небе, и учились летать. «После обучения девятиклассники самостоятельно управляли самолетом, десятиклассники уже имели немалое количество летных часов и, когда они оканчивали школу, отправлялись в летные училища, — рассказывает Леонид Одаев. — Армия экономила миллиарды, вкладывая деньги в такие авиаклубы. Потому что училища получали уже готовых летчиков, навыки которых оставалось только совершенствовать, — не нужно было тратить лишние год-два на их обучение, содержание, не стоило бояться за новейшую технику. Да и непригодные по разным параметрам люди отсеивались еще на этапе клубов».
Когда большая страна распалась, не нужны стали военные и гражданские летчики — малой и спортивной авиации пришлось туго: перестала поступать техника, парашюты, топливо, инструкторам практически перестали платить зарплату. Но клубы еще держались.
«Дивлюсь я на небо, та й думку гадаю…»
Ответ на вопрос «чому не лiтаю?» очень простой: денег нет. Из десяти самолетов Симферопольского авиационно-спортивного клуба только два-три еще могут подниматься в воздух. Как пояснил Леонид Одаев, в среднем стоимость одного часа в небе, если учесть затраты на подготовку, топливо, износ ресурса техники, приближается к 1,5 тыс. грн. Сейчас летают только энтузиасты, которые жизни не представляют без этого: копят деньги, скидываются — и поднимаются в воздух. Случается, приходят очень талантливые ребята — обычно уже в первом пробном полете инструктор видит, на что способен тот или иной новичок. Лет двадцать назад он бы обязательно учился пилотированию в клубе, но сейчас просто нет такой возможности.
Правда, и в нашей реальности может найтись место авиационно-спортивным клубам: потому что авиаспорт во всем мире был и остается одним из самых зрелищных и престижных, и обидно, что наша страна, имея высокие достижения в нем, попросту отказалась соревноваться с другими. Если парашютисты еще выбираются на соревнования, то летчики уже нет. Последний раз сборная Украины, в основном составе которой из 12 спортсменов шесть были крымчанами, честь страны отстаивала 6 лет назад.
Возможно, клубы могли бы оказаться полезными для украинских военных — пусть сейчас не требуется большое количество летчиков, но ведь в армии будут служить контрактники, в том числе и в воздушно-десантных войсках. Плохо ли, если те, кто придет в ВВС, уже будут иметь определенное количество прыжков с парашютом? Сейчас, кстати, клуб выполняет программу подготовки харьковских курсантов-летчиков, но их немного, и полеты проводятся не так часто, как хотелось бы.
Клубы способны готовить и пилотов-любителей — в них еще остались опытнейшие инструкторы. Пусть даже в нашей стране не стало таким массовым, как в западных странах, стремление приобрести собственный спортивный самолет или хотя бы просто время от времени подниматься в воздух, но ряды украинцев, мечтающих о небе, увеличиваются. Недаром же в стране (пока в Киеве и Харькове) появились первые предприятия, выпускающие отечественные легкие самолеты, и на них есть спрос.
Лакомый кусок
Симферопольский авиационно-спортивный клуб за свое существование борется уже пять лет, и все это время работающие в нем люди слышат: кому вы сейчас нужны? Прогнозы о неминуемом закрытии и ликвидации клуба делались неоднократно. Кому помешала общественная организация, пытающаяся потихоньку выкарабкаться из той ямы, в которой оказалась не по своей вине? Ответ очень простой: территория клуба вместе с аэродромом составляет 45,5 га в районе птицефабрики «Южная». Пусть не центр города, но все равно район с прекрасным транспортным сообщением. И не нужно даже долго думать, что случится с этой землей, если не станет клуба, — наверняка тут же появятся желающие возвести здесь если не несколько супермаркетов, то микрорайон элитных многоэтажек.
Будущее украинских авиаклубов, которых с каждым годом все меньше и меньше, выглядит не очень светлым: какие-то из них прекратят существование, когда перестанут летать и прыгать с парашютом воспитанники, выучившиеся еще в советское время и первые годы независимости Украины. На другие могут обратить внимание коммерческие организации и даже привлечь туда иностранные инвестиции: наверняка немало европейцев пожелают летать на спортивных самолетах в нашей стране, где это хоть и недешево, но все равно доступнее, чем у них на родине. Но туда уж точно будет закрыт вход простым смертным. А хотелось бы, чтобы в будущем летать могли не только богатые, чтобы каждый талантливый молодой человек получил возможность подняться в небо. Шанс для клубов — помощь и поддержка государства, хотя бы самая скромная. Тогда действительно останется только напевать: «Чому менi, Боже, ти крила не дав?»
НАТАЛЬЯ ЯКИМОВА