10.06.08 
С 11 июля бюджетная авиакомпания «Визз Эйр Украина», входящая в венгерскую Wizz Air Group, должна открыть регулярные рейсы из Киева во Львов, Одессу и Симферополь. В случае успешного выхода зарубежного перевозчика на наш рынок, в Украину могут прийти и другие дискаунтеры. Появление конкурентов заставило отечественные авиапредприятия пересмотреть свои прайсы. Не исключено, что их владельцы также постараются предпринять все возможное, чтобы не пустить иностранцев в региональные аэропорты.

Все — в один самолет

«Визз Эйр Украина» — первый дискаунтер, который выходит на внутренний рынок авиаперевозок Украины. Создание компании-резидента стало для венгров вынужденной мерой, поскольку в противном случае они не могли бы законно работать в нашей стране. «Попытки выйти на украинский рынок мы предпринимали около двух с половиной лет», — отмечает глава Wizz Air Group Джозеф Варади. Сейчас новоявленный low-cost-перевозчик занимается получением всех необходимых разрешений, а продажа билетов на самолеты стартовала еще в апреле. Цена перелета из Киева во Львов, Одессу и Симферополь колеблется от 79 до 1,5 тыс. грн. (средняя — 300 грн.) в зависимости от времени бронирования места, формы оплаты, наличия и веса багажа. Ранее анонсировались и рейсы в Харьков и Запорожье, однако их открытие отложено на неопределенный срок. В компании говорят, что летом было решено сконцентрироваться на направлениях, пользующихся спросом у отдыхающих. Однако есть и другая причина — далеко не каждый региональный аэропорт готов обслуживать дискаунтера. С 15 сентября «Визз Эйр Украина» намерена осуществлять перелеты в Лондон (от 299 грн.), Дортмунт и Милан (199 грн.).

Все рейсы в Украине будет обслуживать один самолет на 180 мест, вынужденный проводить в воздухе не менее 14 часов в день. Чтобы обеспечить движение по такому жесткому графику, судно должно находиться на перроне до получаса. Но не во всех городах бюджетным авиаторам смогут предоставить такой оперативный сервис. Кроме того, «Визз Эйр» требует от региональных аэропортов предоставления слотов в удобное для нее время, ведь компания подстраивается под возможности базового «Борисполя», а всем остальным навязывает свои условия. По словам директора украинского представительства румынской бюджетной авиакомпании Carpat Air (осуществляет международные перелеты из Украины) Андрея Турковского, в отечественных аэропортах уровень обслуживания практически не улучшается, что сдерживает выход иностранных компаний на наш рынок.

Тем не менее демонстрационный полет «Визз Эйр Украина» из Киева в Одессу, состоявшийся 20 мая, так вдохновил министра транспорта Иосифа Винского, что он заявил о намерении привлечь еще как минимум пять бюджетных перевозчиков. По его словам, сейчас ведутся переговоры с арабской и европейской компаниями, названия которых пока не разглашаются. Глава Государственной авиационной администрации Александр Давыдов сообщил, что в ближайшее время немецкая Germanwings собирается пустить регулярные бюджетные рейсы между Киевом, Берлином и Кельном.

Конкуренты злятся

Работающие в нашей стране авиаторы от планов чиновников не в восторге. «Понятна социальная направленность такого намерения, но, по всей видимости, не рассматривается или не считается значительным экономический ущерб для существующих отечественных авиакомпаний», — считает президент «Международных авиалиний Украины» Юрий Мирошников. В МАУ подготовились к борьбе с конкурентами: 29 мая компания объявила о достигнутом соглашении на выполнение совместных рейсов с ОАО «АК «Днипроавиа». Согласно договоренности на маршрутах между Киевом, Львовом и Симферополем используются самолеты МАУ, а на направлениях из столицы в Одессу, Днепропетровск, Харьков и Ивано-Франковск — судна «Днипроавиа». Сотрудничество позволит партнерам не только оптимизировать затраты, но и при желании закрыть бюджетным компаниям путь в регион, ведь днепропетровский аэропорт входит в состав ОАО. Подобные прецеденты уже имели место — в 2005 г. «Аэросвит» и МАУ вынуждены были перенаправлять чартерных пассажиров из Днепропетровска в запорожский аэропорт. Трудности ожидают бюджетных перевозчиков и при доступе в Донецк, где на их пути может стать базирующаяся в коммунальном аэропорту «Донбассаэро», 75% акций которой принадлежат «Аэросвиту», а 25% — территориальной общине. Понятно, что они тоже не жаждут пускать конкурентов на свои маршруты.

Положительное влияние

И все же выход дискаунтеров на внутренний рынок заставил авиаперевозчиков пересмотреть свои прайсы. «Аэросвит» с 14 июля (через три дня после старта полетов «Визз Эйр Украина») намерен открыть бюджетные рейсы из столицы в те же Львов, Симферополь и Одессу. Цена билетов в оба конца колеблется от 100 до 345 грн., что сопоставимо с предложением венгерских авиаторов. Однако, как сказал пресс-секретарь компании Сергей Куцый, по окончании курортного сезона (после 14 сентября) стоимость перелетов будет пересмотрена. Без скидок билет из столицы в Симферополь и Одессу стоит в среднем порядка 780 грн., до Львова — 280–780 грн.

А вот в МАУ — компании, осуществляющей международные перевозки, — хотя и готовятся к оттоку части пассажиров, но особых нововведений в ближайшее время не обещают. «Объемы перевозки перераспределяются, контингент, чувствительный к цене, перейдет на low-cost», — прогнозирует Юрий Мирошников.

Иностранные дискаунтеры делали неоднократные попытки составить конкуренцию нашим авиаторам. В прошлом году итальянская Alpi Eagles намеревалась открыть три международных рейса из аэропорта «Киев» и даже начала резервацию мест в самолете через свой интернет-сайт, однако так и не довела дело до конца. Начать полеты в Украину собиралась и словацкая Sky Europe. Закрепиться на нашем рынке пока удалось лишь румынской Carpat Air, которая около года совершает полеты из Одессы во Львов, а оттуда в 23 европейских города (преимущественно в Италию и Германию) через свой базовый аэропорт «Тимишоара». Со 2 июня румыны также открыли рейсы из Киева в Бухарест и Тимишоару. Секрет их успеха заключается в том, что они начали работать с аэропортами, которые напрямую не связаны ни с одним из крупных отечественных перевозчиков. Помимо этого, Carpat Air в основном рассчитывает на «заробитчан», которые не являются клиентами крупных авиаперевозчиков и соблазняются на скидку в 30–40% по сравнению с ценами других компаний. Также их привлекает возможность добраться до маленьких европейских городов, минуя пересадку в узловых аэропортах.

Екатерина Прищепа