Вчера заместитель председателя Госавиаадминистрации Леонид Кислый заявил, что его ведомство вынуждено остановить действие сертификатов летной пригодности для самолетов, не оснащенных оборудованием, которое препятствует столкновению с другим воздушным судном в воздухе (система TCAS-II/ACAS-II). Летной лицензии также будут лишены самолеты, не оснащенные системами, предупреждающими экипаж о приближении к земле (EGPWS) и указывающими место пребывания самолета в случае чрезвычайной ситуации (ELT).
Оснастить воздушные суда новым оборудованием Международная организация гражданской авиации (IKAO), членом которой является Украина, рекомендовала нашей стране еще в 2005 году. Госавиаадминистрация учла рекомендации IKAO в своей директиве от 18 декабря 2007 года. Документ должен был вступить в силу 1 апреля, но по просьбам авиаперевозчиков администрация перенесла срок вступления новых правил на 1 июня. За это время были модернизированы 14 самолетов и оформлены договоры на дооборудование 16 машин. Но на начало месяца, по данным ведомства, от 60 до 150 самолетов, эксплуатирующихся на внутренних рейсах, не соответствовали новым требованиям. При этом из десяти произошедших в 2006-2007 годах чрезвычайных ситуаций в украинском авиапространстве девять были связаны со сближением самолетов в воздухе.
"Для крупных украинских авиакомпаний требование Госавиаадминистрации не опасно. Мы оснастили свои самолеты необходимым оборудованием еще в 2005 году",– рассказал вице-президент авиакомпании "Международные авиалинии Украины" (МАУ) по летной работе Александр Игнатьев. О готовности самолетов сообщили и в авиакомпании "Аэросвит". "Рейсы внутри страны мы осуществляем совместно с региональными перевозчиками. С ними мы также уладили этот вопрос",– отмечает пресс-секретарь компании Сергей Куцый.
Впрочем, от новых правил, похоже, пострадают региональные перевозчики, основу парка которых составляют устаревшие самолеты Ан-24 и Як-40. "С 1 июня мы были вынуждены снять с рейсов четыре самолета (всего в парке компании 14 машин.–Ъ),– говорит первый заместитель главы 'Днеправиа' Сергей Ткаченко.– Модернизировать их экономически невыгодно – это старые самолеты, обновление каждого из которых обойдется в $280-300 тыс.". Вероятнее всего, отечественные авиаперевозчики будут вынуждены продать старые самолеты, полагают эксперты. "В ряде стран Юго-Восточной Азии и Африки, где правила еще не настолько строги, может найтись покупатель",– считает господин Игнатьев.
Сокращение парка самолетов приведет к уменьшению количества рейсов региональных авиаперевозчиков, говорят в "Днеправиа". Так, на вырученные средства от продажи четырех старых самолетов авиакомпания сможет купить лишь один новый, отмечают в МАУ.
АНТОН Ъ-СЕМИЖЕНКО