Правительство меняет правила игры в авиастроительной отрасли. В пятницу глава Кабмина Юлия Тимошенко заявила, что действующий госконцерн "Авиация Украины" работает неэффективно – за два года не налажено серийное производство ни одной новой модели. Вместо него предлагается создать корпорацию "Самолеты Антонова" с более либеральными принципами управления. По мнению экспертов, новая структура будет эффективной, если займется поиском инвесторов для украинской авиапромышленности.
Украинская авиапромышленность работает неэффективно, заявила в субботу по итогам совещания, посвященного развитию отрасли, премьер-министр Юлия Тимошенко. За последние два года концерн "Авиация Украины", объединяющий крупнейших авиапроизводителей, не наладил серийный выпуск самолетов. А входящие в него Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП) и Киевский авиационный завод "Авиант" из-за недостаточного финансирования срывают сроки поставок в Казахстан, ОАЭ, Египет и Ливию. "Мы разочаровываем заказчиков, и они вынуждены искать производителей в других странах. Нужно срочно внедрить в серийное производство прорывные проекты – Ан-148, Ан-124-100М и Ан-70",– заявила премьер-министр.
Для улучшения ситуации в отрасли правительство намерено создать на базе госконцерна "Авиация Украины" новое объединение "Самолеты Антонова". "Будет это концерн или вертикально интегрированная акционерная компания, пока неясно. Но структура будет иметь брэнд Антонова, имеющий авторитет во всем мире",– заявил глава Минпромполитики Владимир Новицкий. Входящие в "Авиацию Украины" предприятия будут объединены в три группы: производители авиадвигателей, самолетостроители и ремонтные предприятия, а также производители агрегатов. По словам президента компании "Мотор Сич" Вячеслава Богуслаева, участвовавшего в заседании, каждое из трех подразделений будет иметь самостоятельную техническую, маркетинговую и ценовую политику. А в руководящем органе каждое подразделение будет иметь равное количество представителей. "Госпредприятия пройдут первый этап корпоратизации, передадут 100% акций государству, а потом все пакеты перейдут к АНТК под единый брэнд 'Самолеты Антонова'",– сообщил он.
Возглавить новое объединение предлагается гендиректору АНТК им. Антонова Дмитрию Киве. Примечательно, что нынешний глава "Авиации Украины" Олег Шевченко (в прошлом.– гендиректор "Авианта") и его первый заместитель – Александр Чмиренко (ранее возглавлявший набсовет ОАО "Павлоградуголь") – члены "Партии регионов". "То, что в 2006 году Олег Шевченко в Киевсовете был в первой пятерке "Партии регионов", наверняка будет учитываться при назначении менеджмента нового объединения",– считает старший партнер юридической фирмы "Ильяшев и партнеры" Роман Марченко. Сам господин Шевченко комментировать заявления Юлии Тимошенко отказался.
Новая структура управления более либеральна и учитывает интересы конструкторского бюро "Прогресс", два года добивавшегося выхода из "Авиации Украины (см. справку). "Но пока на самих предприятиях государственный менеджмент, вряд ли стоит ожидать серьезных улучшений,– говорит гендиректор консалтинговой компании "Инфомост" Борис Рыбак, приводя в пример мировой опыт.– Так существует EADS (Европейский аэрокосмический и оборонный концерн, занимается выпуском Airbus.–Ъ), готовится к таким шагам и российская Объединенная авиастроительная корпорация"."Внутреннего рынка самолетов у нас нет, и местный бизнес авиапромом не интересуется. А в государственных предприятиях деньги идут, как вода в песок",– соглашается господин Марченко.
АНТОН Ъ-СЕМИЖЕНКО, АЛЕКСЕЙ Ъ-ГУЖВА
Правительство увеличит финансирование авиастроения
Министр промышленной политики Владимир Новицкий сообщил, что в госбюджете на текущий год статью авиастроителей решено увеличить с 590 млн грн до 1,07 млрд грн. Дополнительную сумму получат ХГАПП и "Авиант", кредиторская задолженность которых, по словам госпожи Тимошенко,– 1,5 млрд грн. На следующий год финансирование предприятий составит также около 1 млрд грн, сообщил Ъ президент "Мотор Сичи" Вячеслав Богуслаев. Алексей Гужва
История вопроса
Как объединяли авиастроительные предприятия
Впервые о намерении создать объединенную авиастроительную компанию в ноябре 2006 года заявил тогдашний министр промышленной политики Анатолий Головко. Было решено создать государственную акционерную компанию с жестко вертикальной структурой.
14 марта 2007 года Кабинет министров принял постановление о создании госконцерна "Авиация Украины", в который вошло десять авиастроительных и проектных предприятий, среди них крупнейшие – АНТК им. Антонова, "Авиант", Харьковское государственное авиационное производственное предприятие и конструкторское бюро "Прогресс".
Но уже в конце ноября 2007 года деятельность концерна была ограничена – создание "Авиации Украины" оспорили в суде АНТК им. Антонова и "Прогресс". В компаниях заявили, что устав концерна ограничивает их права по управлению прибылью и назначению руководства. Против вхождения "Прогресса" в "Авиацию Украины" неоднократно выступал и президент "Мотор Сичи" Вячеслав Богуслаев. В январе 2007 года предприятие и бюро подписали соглашение о создании двигателестроительной корпорации "Александр Ивченко".
Впрочем, выйти из госконцерна АНТК им. Антонова и "Прогресс" так и не смогли. В марте 2008 года в ситуацию вмешался президент Виктор Ющенко, создав межведомственную комиссию по изучению ситуации вокруг "Авиации Украины". Временно правительству было рекомендовано воздержаться от реорганизации и ликвидации госконцерна.