Один из участников проекта создания российско-индийского транспортного самолета МТА начал подыскивать альтернативные варианты. Как рассказал РБК daily генеральный конструктор украинского АНТК им. О.К. Антонова Дмитрий Кива, индийская сторона обратилась к ним за информацией о грузовой версии самолета Ан-148. В случае если россияне в ближайшее время не смогут разрешить проблемы, связанные с организацией производства самолета MTA, индийцы могут обратиться за помощью к украинским авиастроителям.
Альтернативой российско-индийскому МТА может стать грузовая версия Ан-148
Один из участников проекта создания российско-индийского транспортного самолета МТА начал подыскивать альтернативные варианты. Как рассказал РБК daily генеральный конструктор украинского АНТК им. О.К. Антонова Дмитрий Кива, индийская сторона обратилась к ним за информацией о грузовой версии самолета Ан-148. В случае если россияне в ближайшее время не смогут разрешить проблемы, связанные с организацией производства самолета MTA, индийцы могут обратиться за помощью к украинским авиастроителям.
Переговоры российских авиастроителей с Индией о совместной разработке перспективного самолета MTA ведутся десять лет. Конкурс на его разработку был объявлен в 2001 году. За это время его концепция изменилась с пассажирской на военно-транспортную. Самолеты будут разрабатываться на базе проекта КБ им. С.В. Ильюшина Ил-214. Первые поставки серийно сделанного самолета намечено произвести в 2014 году. MTA должен заменить транспортные самолеты типа советского Ан-12 и американского C-130. Расчетная грузоподъемность — до 20 т. На сегодняшний день (это зафиксировано в межправительственном соглашении) Индия может приобрести 45 лайнеров, Россия — 100. Планируется, что 65% работ по производству самолета будет выполняться в России, 35% — в Индии.
Как рассказал РБК daily Дмитрий Кива, индийская сторона уже начала изучать проект грузовой версии лайнера Ан-148. «Самолеты имеют практически одинаковую грузоподъемность и технические характеристики, только один практически существует, а второй еще не создан», — говорит представитель украинской стороны.
По словам нескольких источников РБК daily, индийцы недовольны ходом создания проекта MTA. Российская сторона до сих пор не определилась с потенциальной площадкой, где будет создаваться данный лайнер. Напомним, ранее Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) обсуждала вопрос о переносе окончательной сборки самолета MTA с Иркутского авиазавода. Сейчас обсуждается возможность сборки лайнера на ульяновском «Авиастаре», где производятся все российские транспортные рамповые самолеты. «Авиастар» входит в структуру бизнес-подразделения транспортных самолетов. Однако на каких мощностях этот лайнер будет собираться, еще не определено. «Сейчас готовятся предложения российской стороны по поводу сроков поставки первых самолетов, производственной площадки и где будут производиться лайнеры для заказчиков третьих стран», — отмечает источник РБК daily.
Индийская сторона на сегодняшний день нашла как минимум два подстраховочных варианта. Первый — начать совместно с украинской стороной строительство грузовой версии лайнера Ан-148. Второй — привлечение в проект МТА третьего участника, которым может стать АНТК им. Антонова. «Эта тема обсуждается, и украинская сторона готова рассмотреть предложенные российской ОАК варианты сотрудничества по данному проекту», — говорит РБК daily заместитель генерального конструктора АНТК им. Антонова Александр Кива. АНТК может стать только субподрядчиком по конструкторским работам, производство самолетов на Украине российскую сторону сейчас не интересует, отмечает гендиректор АК им. С.В. Ильюшина Виктор Ливанов. По его словам, сейчас рассматривается вариант по строительству на территории «Авиастара» новой сборочной площадки для МТА. «Как ожидается, этот вопрос будет вынесен на обсуждение с индийской стороной в ближайшее время», — говорит он РБК daily. Представитель ОАК от комментариев отказался.
«Ильюшинское КБ имеет мало опыта международного сотрудничества, что является препятствием в реализации проекта МТА, — говорит директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. — Но Ан-148 и МТА имеют разную грузоподъемность. В итоге стороны могут добиться того, что партнером индийской стороны станет компания Embraer, разрабатывающая аналогичный МТА-проект».
СЕРГЕЙ КОЛОБКОВ