После успешного подписания контракта на использование уникальных транспортных самолетов Ан-124 "Руслан" в рамках программы Strategic Airlift Interim Solution (SALIS) украинские авиаторы хотят расширить сотрудничество.
Ведь такие договоренности гарантируют стабильный доход на протяжении длительного времени. По разным оценкам SALIS принесет перевозчикам ежегодно около 25-30 млн евро за каждый из четырех "Русланов", задействованных в контракте. Впрочем, официально украинская сторона эти цифры не подтверждает, отмечая лишь, что контракт выгоден. Поэтому и появились новые предложения для Европы как от АНТК им. Антонова, так и от государственного предприятия Минобороны "Украинская авиационная транспортная компания" (УАТК). Европейскому союзу предлагают более интенсивно использовать украинскую стратегическую транспортную авиацию. Дело в том, что ЕС, всерьез задумавшись о расширении различных миротворческих и гуманитарных операций по всему миру, может столкнуться с дефицитом транспортных самолетов.
Первые встречи с генеральным директором Военного штаба ЕС генерал- лейтенантом Жан-Полем Перручи состоялись еще в мае. Представители европейских военных структур признали, что при наличии политического решения заключение соглашения о расширении сотрудничества возможно. Оговорка о политической воле не лишняя. В прошлом году Верховная Рада отказалась ратифицировать подобное соглашение, что затормозило подписание контракта в рамках программы SALIS. Этот отказ обошли через создание некоего посредника в Европе. Ему, собственно, и сдают в аренду самолеты, а тот - странам НАТО. Вероятно, так могут поступить и при подписании следующего комплекта документов.
Примечательно, что в переговорах участвует и предприятие УАТК, которой переданы на баланс наиболее коммерчески перспективные машины военно- транспортной авиации - Ил-76. Кроме того, АНТК им. Антонова предлагает пойти дальше и объединить усилия европейских стран по реализации "Программы оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации". В том числе предлагается расширить возможности сил быстрого реагирования не только за счет уникальных "Русланов", но и других машин производства КБ Антонова. В частности, речь идет о предоставлении в аренду легкого многофункционального самолета Ан-32П. Он эксплуатируется в условиях жаркого климата и высокогорных районах, при тушении пожаров в Испании, Португалии и Украине. Эти машины сейчас периодически сдаются в аренду европейцам, однако принятие решения на политическом уровне позволит существенно расширить кооперацию.
Правда, при этом потребуется сертификация нашей техники в Европе. Если с Ан- 124 эта проблема уже давно решена, то проводить валидацию по требованиям EASA малых самолетов "Антонов" - достаточно дорогое удовольствие. Поэтому перед Украиной может неожиданно встать серьезная проблема - кто будет платить за валидацию, если ЕС все-таки ответит согласием на наши предложения. К тому же, предлагая Европе свои "пожарники" Ан-32, мы перебегаем дорогу россиянам, продвигающим на внешние рынки самолет-амфибию Бе-200ЧС. Машина была создана на Таганрогском авиационном научно- техническим комплексе имени Бериева и гораздо больше "антоновской" машины. Так что в этом вопросе снова-таки необходимо политическое решение.
Источник: www.marketing.vc по материалам "Журнал РЖД-партнер"