По мнению инициатора документа - члена депутатской фракции БЮТ Анатолия Семиноги, ввод запрета на использование этилированного бензина повлек к использованию автомобильного бензина на авиационной технике с поршневыми двигателями, что может привести к преждевременному износу двигателей, увеличению количества их отказов и создавать "реальную угрозу безопасности полетов".
Кроме того, Государственная авиационная администрация проводит сертификацию новых типов авиационной поршневой техники в Украине, в которых, в соответствии с требованиями производителей двигателей к топливу, прописаны марки топлива, которое сегодня запрещено для использования в Украине.
По данным А.Семиноги, марка авиабензина по содержимым тетраэтилсвинца (ТЭС) противоречит требованиям, установленным действующим законодательством Украины. Так, согласно Программе поэтапного прекращения использования этилированного бензина, утвержденной постановлением Кабинета Министров N1825, содержимое ТЭС в бензине не может превышать 0,013 г/кг, в то время как в "AVGAS 100LL" он в 46 раз больше нормы.
По данным Комитета по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, отмечает А.Семинога, Украина подписала Общеевропейскую стратегию постепенного прекращения использования этилированного бензина и Протокол о тяжелых металлах к Конвенции 1979 года о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, выполнять требования которого согласились страны Европейского Союза и США.
Для выполнения упомянутых Стратегии и Протокола были приняты указанное постановление КМ N1825 и Закон Украины "О запрещении ввоза и реализации на территории Украины этилированного бензина и свинцовых добавок к бензину" N2786-III.
Одним из наиболее эффективных путей интеграции в ЕС является, подчеркивает инициатор законопроекта, приведение украинского законодательства, норм и стандартов в соответствие с директивами и регуляциями ЕС, что входит во вторую часть "acquis communautaire" ("качество воздуха", - ред.), в т.ч. в части использования авиационных бензинов.
Комитет также указывает, что в странах ЕС для авиационной поршневой техники используются неэтилированные авиационные бензины, например, "AVGAS 91/96 UL" польского и шведского производства с содержимым свинца меньше в 108 и 117 раз соответственно, чем в бензине "AVGAS 100 LL".
А.Семинога отметил, что в соответствии с решением Комитета ВР по вопросам бюджета реализация указанного законопроекта будет иметь воздействие на доходную часть бюджета в виде увеличения поступлений акцизного сбора с произведенных в Украине нефтепродуктов и акцизного сбора и пошлины на ввоз в Украину нефтепродуктов, что увеличит доходную часть бюджета.
"Снятие запрещения на ввоз и реализацию на территории Украины авиационного этилированного бензина "AVGAS 100 LL" приведет к загрязнению окружающей среды свинцом и невыполнению международных обязательств Украины относительно сокращения объемов выбросов тяжелых металлов, которое противоречит провозглашенному намерению Украины вступить в Европейский Союз. Однако, принимая во внимание опасность возникновения аварийных ситуаций, авиационная техника с поршневыми двигателями не может продолжать эксплуатироваться на автомобильных бензинах", - считает депутат.
По его данным, согласно выводу Главного научно-экспертного управления, законопроект может быть взят за основу при условии позитивного вывода государственной экологической экспертизы. В то же время, Министерство охраны окружающей природной среды "указывает на несоответствие авиационного бензина "AVGAS 100 LL" по экологическим показателям требованиям Директивы 98/70/ЕС от 13 октября 1998 года и считает, что в Украине применение этилированного авиационного бензина возможно только при условии принятия нормативных документов (государственных стандартов, технических условий и т.п., - ред.) на такой бензин с учетом экологических требований законодательства ЕС и международных договоров".
В связи с этим Комитет предлагает Верховной Раде "вернуть данный законопроект субъекту права законодательной инициативы на доработку".
Напомним, законопроект "О внесении изменений в Закон Украины "О запрещении ввоза и реализации на территории Украины этилированного бензина и свинцовых добавок к бензину" N2144 был вынесен на рассмотрение ВР в феврале текущего года.