В рамках инвестиционного Воронежского форума была проведена презентация регионального самолета Ан-148 20 авиакомпаниям России. Презентация была посвящена окончанию агрегатной сборки первого самолета в Воронеже. Губернатор Воронежской области Владимир Кулаков уже заявил: «Начало серийного производства Ан-148 - крупный шаг в развитии отечественного авиастроения, Россия не может динамично развиваться без современной авиации».
В то же время, президент ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК) Алексей Федоров отметил, что программа Ан-148 - одна из самых приоритетных в ОАК. "Наш товарный план предусматривает выпуск около 100 таких лайнеров до 2012 года. Завершение агрегатной сборки первого серийного Ан-148 в Воронеже для нас очень важный момент, так как мы должны уже в этом году передать его заказчику. Вообще программа Ан-148 - это пример для всех, как надо сегодня развивать отношения между Россией и Украиной", - подчеркнул он.
Итак, присмотримся, в чем заключается это развитие отношение. А заключается оно в курсе на полную локализацию и отказе от украинских поставщиков.
Оно и не мудрено. Производство первого серийного Ан-148 на "Авианте" продолжает затягиваться, а, по информации, АНТК до сих пор не передало заводу 30% документации. Самолет все стоит на стапелях. И когда будут завершены вопросы - неизвестно.
В то же время производственная программа на Воронежском заводе, по информации, опубликованной на одном из сайтов, выглядит так:
"На Авианте первый серийный имеет номер 01-09, что тоже несколько странно (при том, что до этого были только два опытных - 01-01 и 01-02, из которых первый сейчас АНТК доводит до типовой конструкции и оставит у себя, а второй планируется вот-вот сделать первым "товарным", т.е. передать заказчику - скорее всего 410-му заводу через лизинговую компанию). В пятницу в Воронеже антоновцы впервые довольно подробно рассказали о программе "длинного" Ан-148-200, причем первую машину планируют сделать уже чуть ли не в 2009 г. (не исключено, что "распилив" для этого 01-01).
Что касается обещанного графика серийных Ан-148 воронежской сборки.
Ан-148 в ВАСОПервый (40-03): в настоящее время состыкован фюзеляж, крыло (Ф1, Ф2 и крыло поставлены Авиантом, центроплан - ХГАППОм, а Ф3, оперение, механизация и пилоны делает ВАСО), в течение июля августа д.б. закончен монтаж механизации, оперения, зализов и обтекателей, пилонов и остекления. 25 августа д.б. установлен на шасси, до конца сентября смонтированы люки и двери и в ноябре-декабре будет окрашен и уйдет на ЛИС.
Второй (40-04) поступит на сборку в сентябре, выход на ЛИС по плану - февраль-март 2009. Третий (40-06) на сборку в декабре 2008, на ЛИС - май-июнь 2009. Затем, в августе, октябре и декабре на ЛИС должны пойти еще три машины (серийных номеров пока неизвестно, все последующие машины, начиная с 4-й в производственном графике, висящем рядом с 40-03 в сборочном цеху, называются просто "номерами по порядку", с 4 по 111. Т.о. план производства в 2008 г. - 1 машина, в 2009 - 5, в 2010 - 18 (первая пловина года - по машине в месяц, с июля - по две, с 2011 - по 36 (по три машины в месяц).
Начиная с 6-й серийной машины Ф1 будет воронежским, Ф2 будет воронежским у 9-й, 11-й и далее с 13-й у всех, крыло - начиная с 16-й у всех четных, а начиная с 26-й у всех. 16-я машина станет первой полностью воронежской, а с 26-й все машины будут собираться без использования авиантовских агрегатов. Любопытен также показанный на плакате в сборочном цеху перспективный план "русификации" производства Ан-148. Согласно ему Ф2, Ф3, крыло с механизацией, оперение и пилоны с гондолами будут делать в Воронеже, Ф1 (за исключением носового обтекателя) и люки-двери - в Саратове, центроплан - на Авиакоре, а шассии - на Авиаагрегате. Всего же план на 2008-2012, как и заявлялось раньше ОАКом, предусматривает выпуск 96 машин.
Про заказы. Стартовый заказчик - ГТК, ему и пойдет 40-03 и следующие первые серийные воронежские машины (всего 6+6). Далее, из наиболее реальных, видимо Полет (10) и Московия (10), сильно хочет также Сибавиатранс (директор Король был на презентухе на ВАСО в пятнице и сказал что уже 2 года идут переговоры, в т.ч. в развитие темы с заказом 10 штук ЭЮ, о котором в чистом виде по известным причинам можно уже забыть)." (aviaforum.ru)
Можно только порадоваться успехам воронежских авиастроителей. И задаться вопросом, чем занимаются наши...