Виктору Ющенко теперь нравится вертолет КТ-112, более известный как «Ангел». Ему он посвятил отдельный указ с финансовыми требованиями к правительству.
Президент Украины на прошлой неделе поручил Кабинету Министров Украины принять меры по содействию завершению сертификации легкого многоцелевого вертолета КТ-112, а также его разработке и производству. В указе № 588/2008 «О неотложных мерах по созданию легкого многоцелевого вертолета» правительству поручено пересмотреть в месячный срок Государственную комплексную программу развития авиационной промышленности на период до 2010 года, предусмотрев в ней комплекс задач и мер по развитию отечественного вертолетостроения.
Согласно указу Президента, Правительство должно решить в двухнедельный срок вопрос о финансировании программы из госбюджета Украины на 2008 год, а также о проведении государственных испытаний вертолета КТ-112 за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству обороны Украины на гособоронзаказ, а также заложить расходы на закупку этих вертолетов в госбюджете на 2009 и последующие годы для потребности Госпогранслужбы Украины, МОУ, государственных учреждений здравоохранения и т.д.
Столь массивной «господдержки» в виде отдельного президентского указа до этого момента не удостаивался ни один из объектов национальной самолетостроительной гордости. При этом, в Украине, объективно, нет ни сложившейся конструкторской школы, ни налаженного производства – производство советских вертолетов «Миль» и «Камов» осталось в России. Более того, складывается впечатление, что главу государства использовали «втемную». Вертолет КТ-112 разработки КБ «Вертикаль» не всегда был «Кадетом». Еще в начале 2000-х гг. эта машина имела не менее привлекательное название – «Ангел», а возраст этого «долгостроя», как минимум, 9 лет. Все эти годы КБ «Вертикаль» тщетно добивалась именно бюджетного финансирования, и только в мае нынешнего года титанический труд увенчался успехом. Производство «Тюссе» (около пгт Бородняка) посетил Президент Украины.
До этого эпохального момента «Кадет» оставался «Ангелом» (под таким названием его презентовали в 2002 г.), но за прошедшее время, несмотря на периодические заявления о работе над машиной, вертолет так и не получен сертификат типа. При этом без изменения массогабаритных характеристик увеличилась пассажировместимость. Это не помешало разработчикам пролоббировать государственное финансирование (пусть пока только в виде президентского поручения правительству), которого они тщетно добивались в течение семи лет. Интересно, что ни МОУ, ни МВД, ни МЧС никогда не подтверждало наличия технического задания для КБ «Вертикаль» на «Ангел»/«Кадет».
После визита Ющенко президент КБ «Вертикаль Сергей Тюрин заявил, что сертификация вертолета произойдет «вот-вот» - в октябре с.г., а заказы принимаются уже на июль 2009 г. Все так же, как и девять лет назад производственные планы «гуляют» от 70 до 200-300 машин ежегодно. Вот только цена вертолета со $170-180 тыс. стала 200 тыс. евро… И, конечно же, добавился – пока только виртуально – госбюджет.
Но КБ «Вертикаль» - не единственная фирма, осваивающая вертолетную технику. Параллельно с «Ангелом» полтавское КБ «Аэрокоптер» испытывало и доводило легкий вертолет «Санька», позже переименованный в АК-1-3. При тех же условиях - разработка за собственные средства – эта машина начала продаваться еще несколько лет назад, и в настоящее время ежегодное производство вертолетов достигает 10 единиц. И машины действительно поставляются, в основном за границу – в Канаду, Италию, ЮАР.
«Ангельское» терпение
Первая попытка приобщить «Кадет» к бюджетному потоку была предпринята еще в 2000-2001 гг. Тогда руководство КБ «Вертикаль» вело переговоры с киевской мэрией о поставках партии из нескольких десятков вертолетов для перевозок в пределах Киева. Но предыдущий мэр Александр Омельченко без видимой причины «вдруг» охладел к проекту. Вторая попытка ознаменовалась принятием 16 марта 2004 г. на сессии Киеврады решения о создании компании ЗАО «Киевский вертолетный завод». Соучредителем предприятия выступили компания «Авиаимпекс» (директор компании Михаил Кучин совместно с Тюриным участвовал в презентации «Ангела») и город Киев. В 2004 году директор КБ «Вертикаль» Михаил Луханин сообщил, что уже собраны три испытательных образца «Ангелов», еще три находятся в производстве. Всего до конца года планировался выпуск до десяти машин. Однако, эти заявления остались невыполненными по сей день. Новое руководство Минпромполитики в 2005 г. подошло к проблеме со всей серьезностью. Ведомство планировало организацию производства вертолетов опять на базе киевского завода «Авиант», но уже при условии наличия инвестора. Неназванной машиной был, судя по всему «Ангел», так как в тот период Сергей Тюрин числился заместителем гендиректора по маркетингу завода «Авиант». Директор КБ «Вертикаль» Михаил Луханин в 2005 г. тоже сменил должность, став директором Департамента оборонно-промышленной политики и военно-технического сотрудничества Минпрома. Но вертолетную тематику тоже, судя по всему, не оставил. На этот период приходится спонтанно возникший интерес Виктора Ющенко к вертолетостроению и его перспективам в отдельно взятой Украине. Это – и планы по производству вертолета на заводе «Авиант», и визиты внука Сикорского с обещаниями наладить сборку этих вертолетов то на «Авианте», то на «Мотор Сич», то на АРЗ МОУ «Авиакон» (г. Конотоп). Но дальше заявлений дело, традиционно, не пошло.