В прошлый четверг состоялось слушание дела по иску Государственного инновационного фонда к Авиационному научно-техническому комплексу (АНТК) им. Антонова. Спор этих структур, который тянется с 2001 года, до сих пор не разрешен. Госфонд требует возврата средств, перечисленных десять лет назад авиастроителям на разработку и сертификацию Ан-140. Из отведенных в госбюджете на эти цели 20 млн гривен фонд перечислил АНТК им. Антонова только 16 миллионов. Государственное инновационное финансово-кредитное учреждение (ГИФКУ, правопреемник Государственного инновационного фонда) требует вернуть 24 млн гривен — с учетом инфляции. Инновационный фонд не обладает статусом кредитного учреждения, а средства на инновационные проекты стратегических госпредприятий должны передаваться на безвозвратной основе. Тем не менее договор между Госинфондом и АНТК им. Антонова, гарантом по которому выступило Министерство промышленной политики, предусматривает возврат целевых средств.
Авиастроители оспорили это требование в суде. В конце июня Высший хозяйственный суд Украины постановил, что производственная программа по Ан-140 не была завершена именно из-за нестабильного госфинансирования. Авиационный научно-технический комплекс получил право на взыскание долга (4 млн гривен), а также убытков из-за несвоевременного перечисления средств. И только после того, как ГИФКУ выполнит все обязательства, авиастроители будут рассматривать вопрос возврата целевых бюджетных средств. «Государственные инновационные структуры действуют, как паразиты: не создают никакой ценности. Гораздо проще обязать казначейство выделить бюджетные деньги предприятию», — считает адвокат юридической фирмы «Ильяшев и Партнеры» (защищает в суде интересы АНТК им. Антонова) Игорь Хасин.
Практика таких судебных процессов — это открытое обвинение государства в неэффективном хозяйствовании. Из-за непоследовательных действий правительства украинские авиастроители теряют свои конкурентные преимущества. Серийное производство одной из наиболее перспективных разработок АНТК — самолета Ан-124-100 «Руслан» — находится под угрозой срыва. Для реализации этого проекта, согласно исследованию компании Ernst & Young, необходимы инвестиции в размере 140 млн долларов и твердые заказы не менее чем на 40 самолетов. Оба условия могут быть достигнуты только в кооперации с российской Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК). Однако это сотрудничество может не состояться из-за североатлантических амбиций Украины.
На международных рынках успехом пользуется только Ан-148. «Этот самолет идеально приспособлен для работы в суровых и разнообразных климатических условиях России, а также для обслуживания на аэродромах не лучшего качества. Он оснащен оборудованием в основном российского производства, что облегчает и удешевляет его техническую эксплуатацию», — подчеркивает генеральный конструктор АНТК им. Антонова Дмитрий Кива. После презентации первого серийного Ан-148 в конце июня были подписаны контракты на поставку 79 таких лайнеров на сумму 1,8 млрд долларов. По словам президента ОАК Алексея Федерова, до 2012 года российские авиастроители намерены выпустить около ста Ан-148.