С 11 июля по Украине начинает летать первый "дешевый авиаперевозчик". Он обещает возить пассажиров даже за 71--157 грн. в один конец. Отечественные авикомпании цены на билеты не понижают, но обещают скидки и акции для покупателей.
На днях компания Wizz Air ("дешевый перевозчик", или low-cost) привезла в страну новенький Airbus А-320 на 180 мест. Он будет летать из Киева в Одессу, Львов и Симферополь.
Внутренние авиперевозки в Украине традиционно осуществляют в основном четыре компании -- "Международные Авиалинии Украины" (МАУ), "Аеросвіт" и связанный с ним "Донбассаэро", а также "Днепроавиа". До появления первого low-cost стоимость билетов на самолет обычно значительно (иногда в пять--шесть раз) превышала стоимость билетов на другие виды транспорта -- поезд и автобус (см. таблицу). Поэтому летали украинцы по стране не очень охотно. Когда пассажиров становилось совсем мало (как правило, зимой), авиакомпании устраивали акции и предлагали билеты на популярные направления по ценам, сравнимым со стоимостью купе поезда.
Но Wizz Air решил переплюнуть всех. Он устроил серию промополетов. Стоимость билетов на них стартует с 48 грн. Вернее, на сайте перевозчика можно найти и вовсе "бесплатные билеты", но с учетом налогов и сборов получится 48 грн. Однако если бронировать билеты на сайте, то расплачиваться придется при помощи пластиковых карт. За "обслуживание платежей" придется отдать еще 23 грн., если платить Master Card, или 31 грн., если рассчитываться карточкой Visa. Пассажир, желающий перекусить на борту, должен будет отдать еще 78 грн. Итого билет в один конец обойдется минимум в 71--157 грн. Но таких предложений немного, обычные же билеты без платы за прохождение платежей стоят 206--236 грн. Плюс стоит помнить о том, что бесплатно провозить с собой можно не более 20 кг багажа, за "перевес" придется доплачивать.
В любом случае, это намного дешевле, чем у любой украинской авиакомпании. Там билет, например, во Львов, обойдется в 500--1200 грн. в один конец.
При этом отечественные компании летают на разной технике. К примеру, "Аеросвіт" в Харьков и Днепропетровск пускает самолеты КБ Яковлева. Если рейс "Аеросвіт" осуществляет совместно с "Донбассаэро", то в Харьков есть надежда полететь на Boeing 743, а если совместно с "Израильскими авиалиниями", то в Днепропетровск летит Airbus 320. Но за полет в эконом-классе любого самолета в Днепропетровск придется отдать около 1500 грн. (в две стороны).
Несмотря на такую разницу в тарифах, в МАУ корреспонденту "Денег" сообщили, что своих пассажиров компания не потеряет. Дескать, Wizz Air рассчитывает на "другой тип клиента". Все, что предлагают отечественные авиаторы -- это своеобразные программы лояльности. "Аеросвіт" и "Донбассаэро" ввели систему вознаграждений пассажиру за каждый использованный десятый авиабилет на внутриукраинские направления. Вознаграждение составляет 485 грн. в эконом-классе и 970 грн. в бизнес-классе. "Донбассаэро" предложила призы за каждую налетанную милю, а также ввела акции для молодежи, к примеру, акционную цену на билеты из Донецка в Киев -- 373 грн. (без налогов и сборов) для тех, кому от двенадцати до двадцати одного года.
Авиакомпании МАУ и "Днеправиа" подписали соглашение о совместной эксплуатации ряда внутренних рейсов. Они обмениваются самолетами на маршрутах Киев--Львов, Киев--Симферополь, Киев--Одесса, Киев--Днепропетровск, Киев--Харьков и Киев--Ивано-Франковск. Пассажирам от такого альянса выгода только одна -- из эксплуатации постепенно будут выводиться самолеты Як-42 и Як-40.
Но при выборе транспорта стоит также учитывать и расположенность вокзалов, автостанций и аэропортов. В Днепропетровске, Одессе, Львове, Харькове и Донецке аэропорты находятся в черте города, и добираться до центра оттуда не накладно. А за такси от центра Киева до Борисполя придется отдать около 150--200 грн.
Есть, правда, еще и дешевые автобусы "Полет". В Борисполе корреспондента "Денег" заверили, что проезд в них стоит 22 грн. На самом деле оказалось, что от станции метро "Вокзальная" до Борисполя за проезд в этом автобусе придется отдать 50 грн.
Если же добираться до аэропорта на собственном автомобиле и оставлять его на стоянке до возвращения, придется отдать 27 грн. за сутки простоя. Так сообщили корреспонденту "Денег" в аэропорту. Но, к примеру, зимой на стоянке в Бориспольском аэропорту, вместо 27 грн. брали по 45 грн. Дескать, "как раз вчера тарифы поменялись".
В Симферополе аэропорт также находится за чертой города. Стоимость проезда на такси в город составит около 100 грн. Правда, уехать можно и на маршрутном такси за 1,5 грн. или даже на троллейбусе за 50 коп.
Почем доехать
Стоимость поездок в города-миллионники различными видами транспорта, грн.
Wizz Air | Украинские авиаперевозчики | Поезд (купе) | Поезд (СВ) | Автобус | |
Киев--Донецк | — | 1150 | 141 | 558,72 | 130 |
Киев--Днепропетровск | — | 1000 | 102,84 | 394,32 | 100 |
Киев--Харьков | — | 671 | 81,06 | 299,87 | 100 |
Киев--Одесса | 206 | 730 | 99,50 | 469,22 | 110 |
Киев--Симферополь | 158 | 825 | 163,85 | 656,64 | 155 |
Киев--Львов | 206 | 534 | 114,35 | 444,37 | 105 |
ИТОГО: В три города Украины уже можно летать за 200--300 грн. в один конец. Это дороже купе, но сопоставимо со стоимостью СВ.