18.08.06 
После долгих препирательств относительно закупки шести Ил-96 “Аэрофлот” наконец согласился начать их оплату. В сентябре компания намерена перечистить лизинговой компании “Ильюшин финанс” (ИФК) первые $900 000. Но конфликт на этом не закончен — стороны продолжают обвинять друг друга в неисполнении контрактных обязательств.

До 15 сентября “Аэрофлот” выплатит аванс в размере $900 000 за поставку первого из шести самолетов Ил-96-300 в рамках исполнения контракта с ИФК, сообщило агентство “Аэропорт”. Представитель “Аэрофлота” подтвердил “Ведомостям”, что такое решение правление компании утвердило 11 августа.

Соглашение на поставку шести Ил-96 “Аэрофлот” заключил с ИФК в 1999 г. Годом ранее правительство освободило “Аэрофлот” от уплаты таможенных пошлин и НДС за ввоз в страну 27 самолетов Boeing и Airbus при условии закупки отечественных лайнеров. В первоначальном документе были указаны ежемесячные лизинговые платежи в $350 000 за лайнер, но в 2002 г. ИФК потребовала увеличить платежи до $500 000. “Аэрофлот” такой контракт подписывать не стал.

В июне прошлого года руководство компаний наконец подписало контракт на поставку шести Ил-96 в лизинг на 15 лет. Но авансирование сделки “Аэрофлот” до сих пор не начал, ссылаясь на отсутствие банковской гарантии возврата займа от ИФК. С иском обязать ИФК предоставить гарантию “Аэрофлот” в августе обратился в арбитражный суд Москвы. “Решение о проведении авансового платежа — попытка обеспечить исполнение контракта на поставку самолетов”, — пояснил “Ведомостям” представитель “Аэрофлота”. Авансирование должно начаться в течение месяца, а первый самолет должен поступить через 18 месяцев.

Гендиректор ИФК Александр Рубцов сообщил, что ему не известно о решении правления “Аэрофлота”. Он заявил, что “Аэрофлот” до сих пор не выполнил ряд обязательств, без которых приступить к реализации сделки невозможно, в частности, из-за отсутствия документации на комплектацию самолетов. “За время переговоров 4 Ил-96 были расписаны среди других заказчиков, — говорит Рубцов. — Поэтому для реализации поставок в адрес "Аэрофлота" необходимо будет искать новые производственные слоты, а самой авиакомпании ждать своей очереди”.

Аналитик Rye, Man & Gor Securities Олег Судаков полагает, что решение “Аэрофлота” похоже на “попытку сохранить хорошую мину при плохой игре”. “Аэрофлот” выбирает между самолетами Boeing и Airbus, и в идеале ему хотелось бы отказаться от этого контракта, — поясняет аналитик. — Но это грозит перевозчику тем, что от него потребуют выплатить таможенные пошлины за уже купленные иностранные самолеты, поэтому действия “Аэрофлота” скорее всего будут теперь направлены на максимальное затягивание разрешения конфликта с ИФК“.

“Аэрофлот” в 2005 г. вместе с “дочками” перевез 8,1 млн пассажиров. Выручка за 2005 г. по МСФО — $2,5 млрд, чистая прибыль — $189,8 млн. Государство владеет 51,2% акций “Аэрофлота”, около 30% — у Национальной резервной корпорации (НРК), примерно 15% — под контролем менеджмента. ИФК специализируется на лизинге самолетов Ил-96, Ту-204 и Ан-148. Выручка ИФК за 2005 г. по РСБУ — 2,55 млрд руб., чистая прибыль — 41,29 млн руб. Государству принадлежит 46% акций, НРК — 26,5%, Внешэкономбанку — 20%.

Ирина Малкова

Источник - "Ведомости"