НПК 'Иркут' направило в адрес ФГУП 'ММПП 'Салют', ГП 'Ивченко-Прогресс' и ОАО 'Мотор Сич' - участникам кооперации по производству перспективного двигателя для самолета МС-21 - предложение об участии в конкурсе на силовую установку. Об этом на втором научно-техническом совещании по этому вопросу сообщил президент, председатель совета директоров ЗАО 'Двигатели 'Владимир Климов-Мотор Сич' (ЗАО 'ВК-МС') Анатолий Ситнов. По его словам, до 15 июля участники кооперации направят на НПК 'Иркут' общую заявку на участие в конкурсе, а к 25 июля - второй документ, в котором оговариваются технические подробности проекта, распределение обязанностей и сфер ответственности между кооперантами.
В научно-техническом совещании приняли участие Кононенко П.И. - директор представительства ОАО 'Мотор Сич' в г.Москве, Кравченко И.Ф. - зам.ген.конструктора ГП 'Ивченко-Прогресс', Степанов И.Ю. - главный конструктор ГП 'Ивченко-Прогресс', Поклад В.А. - главный инженер ФГУП 'ММПП 'Салют', Яковлев В.А. - главный конструктор ФГУП 'ММПП 'Салют', Ситнов А.П. - президент, председатель совета директоров ЗАО 'ВК-МС', Денисов В.Ф. - генеральный директор ЗАО 'ВК-МС', представители ФГУП 'ЦИАМ им. П.И.Баранова', ФГУП 'ВИАМ' ГНЦ РФ, ФГУП 'ЦАГИ им.проф. Н.Е. Жуковского'.
Цель проведения представительного совещания - определение сроков реализации проекта перспективного двигателя СПМ-21 (шифр дан по названиям трех предприятий-участников) для МС-21. Кроме того, участники совещания договорились о четком распределении обязанностей между тремя головными предприятиями-соисполнителями работ по этому двигателю.
В своем докладе Игорь Кравченко отметил, что преимущество нового двигателя для семейства самолетов МС-21, создаваемого в кооперации ФГУП 'ММПП 'Салют', ГП 'Ивченко-Прогресс' и ОАО 'Мотор Сич' заключается в том, что его производство базируется на реальных технологиях. Представители ФГУП 'ММПП 'Салют', в свою очередь, еще раз подтвердили, что если в конкурсе на двигатель для перспективного самолета МС-21 победит предполагаемый проект, то все будет реализовано в кратчайшие сроки. Через 2,5 года двигатель можно будет поставить 'на крыло', а еще через 2,5 года будут завершены ГСИ.
Кооперация ФГУП 'ММПП 'Салют' и ОАО 'Мотор Сич' отмечена целом рядом проектов, таких как разработка и производство двигателей АИ-222-25 для Як-130, Д-436 для самолетов Бе-200, Ан-148, Ту-334, и это позволяет надеяться на успех предлагаемого к рассмотрению проекта.
Участниками совещания были подняты вопросы о научно-техническом заделе, который может быть использован в этом двигателе, а также о возможности реализации последних достижений в области двигателестроения и материаловедения. При этом затраты на разработку проектируемого двигателя могут составить от 500 до 600 млн. долларов.
По словам Анатолия Ситнова, такой проект труднореализуем без существенной государственной поддержки и инвестиций на базе частно-государственного партнерства. При этом создание такого двигателя позволит иметь базовый двигатель для установки на целый ряд летательных аппаратов. В свою очередь, развитие модельного ряда на базе принятых научно-технических решений позволит реализовать проекты по ближне-, дальнемагистральным и региональным самолетам. Стоимость разработки подобных двигательных установок 4+, 5 поколений оценивается, по разным источникам, в объеме 4,5-6 млрд. долларов.
Являясь головным исполнителем работ, ФГУП 'ММПП 'Салют' может обеспечить производство двигателей двойного назначения, поскольку разработка двигателей для военной и военно-транспортной авиации в этом классе не предусмотрена. Такие подходы к проекту дают возможность провести полномасштабные испытания двигателя, его сертификацию и подтверждение его основных тактико-технических характеристик.
Инициатива ЗАО 'ВК-МС' дает возможность Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) оценить перспективу и целесообразность применения различных вариантов силовых установок на отечественных самолетах.