10.07.08 
Все, кто имеет хотя бы приблизительное представление об авиации, несомненно слышал о турбулентности. Это такое атмосферное явление, во время которого беспорядочно изменяется давление, температура воздуха, направление и скорость ветра. И когда летчики или авиадиспетчеры говорят, что «самолет попал в зону турбулентности» - это означает, что он находится между двумя потоками воздуха, нисходящим и исходящим, и его «болтает». Как правило, это состояние для современных мощных авиалайнеров не представляет серьёзной угрозы. Но если пилоты вовремя не среагируют на воздушную яму, безобидная болтанка может обернуться катастрофой – вплоть до поиска черных ящиков на земле…

24 июня в Донецком коммунальном предприятии «Авиационная компания «Донбассаэро» состоялся очередной раунд переговоров с участием представителя Национальной комиссии по посредничеству и примирению. Закончился он ничем, несмотря на многочасовое, изнурительное заседание. Работодатель не пошел ни на какие уступки, и профкомы подготовили обращение к трудящимся о неуступчивости дирекции и углублении конфликта по спорным вопросам.

Украинским законодательством хорошо отработан предупредительный механизм, предшествующий забастовке как последнему аргументу пролетариев в споре с работодателями. Вместе с тем, в «Донбассаэро» официальных оснований для работы на предприятии комиссии по примирению нет, поскольку о вступлении в трудовой спор ив и профсоюзные организации не заявляли, и, следовательно, объявлять забастовку никто не грозился. Пока…

Обратиться же за помощью к службе примирения авиаработникам посоветовали в …Донецкой облгосадминистрации. Случилось это после того, как тамошние столоначальники беспомощно развели руками в ответ на просьбу комитета Профсоюза авиаработников КП «Авиакомпания «Донбассаэро» призвать хозяев предприятия с должным уважением относиться к правам трудового коллектива. Как водится, «ничего-не-решающие» чиновники профессионально отфутболили заявителей в другую инстанцию: пусть занимаются.

Ну, нет, конечно, начальник управления Виталий Кижаев пригласил председателя профорганизации Петра Гармаша к себе на беседу. Так сказать, для проформы. Но выслушав профлидера, не нашел ничего лучшего, как искренне удивиться: «Что ж Вы до сих пор живете по коммунистическим понятиям?» Когда же Гармаш парировал, что руководствуется исключительно законодательством Украины и озвучил соответствующие статьи, действие которых нарушено, то высокопоставленный чиновник обреченно заметил: «Чем же я могу Вам помочь? Предприятие частное, и его руководитель вправе послать меня куда подальше».

Честно признаться, подобное невмешательство властей вполне прогнозируемо: наши «високопосадовці» почти никогда не встревают в правонарушения, творимые «своими» людьми. А то, что за всеми событиями, происходящими с многострадальной донецкой авиакомпанией «Донбассаэро», торчат уши местных сильных мира сего, сомневаться не приходится.

Игра в наперстки: АК упала, КП пропало, кто остался на ООО
 
Достаточно вспомнить показательную историю прихватизации госпредприятия. Вкратце напомним читателям «pro-test», которые уже имели возможность на страницах издания познакомиться с «Донбассаэро» и борьбой профсоюза за его судьбу, хронологию этой своеобразной игры в «наперстки» (вот оно было - и нету!). В ней, как известно, «донецкие» весьма поднаторели.

Так вот. До 2003 года в Донецке существовало, как и во всех мегаполисах некогда великой страны, подразделение «Аэрофлота», получившее после распада СССР название «Донецкая государственная авиакомпания «Донбасс-Восточные авиалинии Украины». С приходом на пост председателя облсовета Бориса Колесникова, нынешнего нардепа, больше известного, как «правая рука Ахметова», начались более предметные подвижки по переводу воздушных линий Донбасса под местное управление.

Для начала Донецкий облсовет создал коммунальное предприятие «Авиакомпания «Донбассаэро» со смешным уставным фондом в 10 тыс. грн. Как ни странно, но именно этот бизнес-карлик попросил в аренду целостный имущественный комплекс госавиакомпании, стоимость которого достигала 250 млн. грн. И, вот удивительно, региональное отделение Фонда госимущества прониклось пониманием, не усмотрев в такой вопиющей, неестественной «расточительности» начала прикарманивания госмайна.

А тут и приказ Минтранса Украины №700 от 05.09.2003 г. подоспел, возвестивший о прекращении деятельности ГАК «Донбасс-ВАУ» путем её «реорганизации через присоединение к арендатору». Вот так КП «Донбассаэро» за один день чудесно капитализировалось, прирастив к своим тысячам сотни миллионов активов!
А что ж трудовой коллектив? Сидел и молчал?

Да в том-то и дело, что возражал в лице самого многочисленного профсоюза авиаработников. Тем более, что с коллективом о реорганизации советовались либо формально (созывая на конференцию трудового коллектива всякого рода «подсадных уток»), либо вообще никак. Вопреки тому, что велит законодательство. Закон нагло и дерзко попрали.
Профсоюз бил во все колокола, предупреждая, что положение работников предприятия будет ухудшаться с каждым днем, грядет сокращение кадров, снижение зарплаты и полное бесправие перед работодателем. Ничего не помогло. Видя, что «а караван идет», Гармаш вынужденно сменил тактику, пытаясь договориться, выторговать и задокументировать на бумаге обещания новых собственников. А они были щедрыми: Колесников обещал 30 млн. инвестиций!

Но обещанного авиаторы так и не дождались. Вместо этого липовые «инвесторы» расчленили по живому целостный имущественный комплекс на два коммунальных предприятия, выделив в самостоятельное - Донецкий аэропорт, со взлетно-посадочными полосами.

Короче, «гениальный менеджмент» Донецкого облсовета привел «Донбассаэро» к глубокой долговой яме. Как официально заявлялось, «уже ни один банк не хочет давать кредиты авиакомпании, а без них нет денег даже на зарплату работникам». Так и подошло время вновь двигать «наперстками», дабы сменить собственника.
Так как с коммунальной собственностью, согласно законодательству, можно обращаться куда более вольно, когда речь идет о всяких там реорганизациях, реструктуризациях и ликвидациях, то «Донбассаэро» виртуозно, одним голосованием перевели под крышу Донецкого горсовета. А тот, то бишь, новый хозяин, в свою очередь, и продолжая «славную» традицию ставить трудовой коллектив в известность постфактум, летом прошлого года реорганизовал авиакомпанию в пресловутое ООО.

Мэр Донецка Александр Лукьянченко за год, истекший после злополучного решения сессии, так и не удосужился (ни лично, ни через своих подчиненных) ознакомить авиаторов с текстом инвестиционного договора, который, якобы, и стал фундаментом ООО.

Правда, проведенное в конце прошлого года общее собрание коллектива несколько приоткрыло завесу таинственности. Новым «инвестором» оказался «Аэросвит» - конкурирующая авиакомпания, которой горсовет в обмен на «интеллектуальную собственность» передал управление авиаперевозками, парком самолетов и всеми техническими мощностями «Донбассаэро». Этот странный, мягко говоря, договор в Интернете мигом квалифицировали как «слив активов», за которым увидели тень Колесникова, продающего донецкую авиакомпанию киевлянам.

Обещанного 3 года ждут?

Последующие месяцы, в общем-то, эти слухи если не подтвердили, то и не опровергли. «Донбассаэро» превратилось в жалкий придаток «Аэросвита»: все донецкие «Яки-42», эксплуатация которых более рентабельна на внутренних рейсах, перебазировались в Киев. Туда же была переброшена и техслужба, их досматривающая. То же самое произошло и с обоими «Аэрбасами», летающими теперь исключительно заграницу. Хотя в былые времена «донецкие» сильно возмущались, когда для полета в столицу им подавали не французское чудо. (Иногда, правда, когда спрос на билеты в направлении «Донецк-Киев» превышает предложение, «инвестор» присылает в шахтерскую столицу один из этих супер-лайнеров: аншлаг ведь приносит баснословную выручку).

Впрочем, донецкие авиаторы за это на киевлян отнюдь не в обиде. Как известно, лизинг «Аэрбасов» для «Донбассаэро» был неподъемной ношей, и кроме дальнейшего затягивания долговой удавки ничего, увы, не сулил. Зато Киев Донецку передал свои «Боинги», которые осуществляют полеты в Россию и другие соседние страны восточного направления, интерес к которым сохранился у донецких толстосумов. В принципе, такая оптимизация эксплуатации общего парка самолетов коллективом «Донбассаэро» не осуждается, а даже приветствуется. Ведь теперь даже подорожание топлива для заправки самолетов донецкое руководство не волнует – это исключительно головная боль киевлян. Да и других проблем с инженерно-техническим обеспечением явно поубавилось. Поскольку «Донбассаэро» превратился в просто восточную перевалочную базу «Аэросвита», со всеми вытекающими из этого статуса «плюсами» и «минусами».

Однако обещанного на собрании подтягивания зарплат донецкого персонала до киевского уровня так и не произошло. Хотя, если быть точнее, летному составу и бортпроводникам ее все же повысили (а как же иначе: колхоз-то теперь – один!). Но сделано это было как-то несмело, а главное, негласно, и в любой момент администрация может «отыграть назад». Ведь «Аэросвит» - предприятие фактически частное, и государство не вправе вмешиваться в вопросы регулирования зарплаты. Теперь эти вопросы решаются исключительно в коллективном договоре (КД), который, попробуй, еще подпиши, если учесть, что на предприятии действует 5 профсоюзов, и работодатель умело сталкивает их лбами.

Как бы там ни было, а в ноябре прошлого года, с горем пополам (потому что обычно КД подписывают в начале года) профсоюзы подписали новую редакцию КД на 2007-2008 год, где четко зафиксировали уровни тарифных ставок и должностных окладов. В нем также предусмотрена индексация заработков авиаторов вследствие повышения минимальной зарплаты в стране. Тем не менее, зарплатные приказы руководством издаются. Правда, Александр Гречко, первый руководитель «Донбассаэро», по-видимому, маркирует их грифом «совершенно секретно», потому как профсоюзам, которые по законодательству контролируют вопросы оплаты труда, не показывает. И те никак не поймут, почему зарплату повышают не всем, а избирательно – только «нужным» людям , так сказать, «за красивые глаза».

Благими намерениями…

Скорее всего, Гречко подсчитал, что безнаказанность за прежнюю нечистоплотность в чехарде собственников развязала ему руки на дальнейшие нарушения правовых норм. Например, в начале текущего года донецкие власти подписали с облсовпрофом новое Региональное соглашение, где указали более высокий коэффициент, на который должны быть увеличены зарплаты трудящихся Донбасса. Так сказать, наконец учли плохую экологию Донецкой области и постановили, что вместо прежних 1,07% коэффициент будет равняться 1,15%. И применять это новшество постановили с 1 марта текущего года.

В «Донбассаэро» Региональное соглашение проигнорировали. Областному руководству, как ответственной договаривающейся стороне, нет бы санкции к ослушникам применить, да куда там! «Генерал» Гречко продолжает упорствовать, ощущая негласную поддержку «сверху». Даже суровое предупреждение Инспекции по труду, предписавшее ему выполнить норму соглашения, на него не действует.

Впрочем, как оказалось, это еще цветочки. С апреля текущего года в «Донбассаэро» приступили к реформированию системы медобслуживания персонала, явно не принимая во внимание вредные условия труда, в которых работают пилоты и стюардессы, и необходимость постоянно восстанавливать здоровье. Администрация решила, что отныне она станет заботиться лишь об освидетельствовании состояния летного состава, а оказание медуслуг работникам, которым всегда занималась медсанчасть (МСЧ), передаст поликлиникам Донецка. А чтоб медпомощь стала по карману авиаторам, предприятие будет их страховать с помощью ведущей в регионе страховой кампании «АСКА». Для чего пообещало облагодетельствовать всех сотрудников медицинской страховкой по 10 тыс. грн. на каждого!

Теперь вопрос о сохранении медсанчасти - одна из конфликтных тем проводимых переговоров. И на ней, похоже, противоположные стороны сошлись не на жизнь, а на смерть. Во-первых, профсоюзы не могут согласиться с объявленным сокращением рабочих мест, в связи с ликвидацией МСЧ. Во-вторых, проведенные в профкоме авиаработников простые расчеты показали, что прежняя медпомощь не такая уж убыточная, как утверждает администрация. Безусловно, благодаря и тому, что МСЧ обслуживает не только сотрудников собственно авиакомпании, но и работников других организаций, обеспечивающих безопасность полетов (например, Международного аэропорта «Донецк» и аэропорта «Мариуполь», «Украэроруха», аэроклубов области, пограничной службы и других). Пользоваться цеховой медпомощью также имеют права и ветераны производства, вышедшие на пенсию, и члены семей сотрудников. Обсчитав, во сколько обходится предприятию каждое посещение медсанчасти (буквально по-кабинетно), проведение процедур и работа лаборатории, в профкоме вывели такую статистику: оказание врачебной помощи по месту работы, вопреки кажущейся нерентабельности, выгоднее для предприятия в сравнении с передачей своих работников на попечение городским лечучреждениями - аж на 402 150 гривен!

Вдобавок, профсоюзы ссылаются на норму Генерального соглашения, запрещающего ликвидацию МСЧ на производстве, а также на протокол специального апрельского заседания Кабмина, на котором присутствовали все руководители транспортной отрасли страны. Там премьер-министр Юлия Тимошенко дала поручение досконально изучить позитивный опыт ведомственной медицины с целью повышения уровня медобслуживания в стране в целом. Только является ли все это аргументами для руководителей «частных лавочек», для которых, как известно, в нашей стране законы не писаны, наказания от власти не существует, судебного покарания нет?! Вот и «болтает» «Донбассаэро»…

PS: Вчера, 8 июля, состоялась встреча Петра Гармаша с «губернатором» Донецкой области Владимиром Логвиненко. По словам профлидера, первое должностное лицо Донетчины с пониманием восприняло озабоченность профсоюза тотальным нарушением прав наемных работников со стороны руководства авиакомпании «Донбассаэро».Логвиненко пообещал Гармашу разобраться в сложившейся на предприятии ситуации и помочь профкому в его благородном деле – защите интересов коллектива.

Джерело "Громадська Правда"   Автор: Екатерина ФУРМАНЮК