Международный аэропорт «Донецк» постепенно движется к тому, чтобы оправдать свою «международность» и соблюсти все соответствующие этому требования. В частности, новая взлетно-посадочная полоса (ВПП) будет не только на несколько порядков лучше старой, но и станет беспрецедентным фактом в истории Украины: строительства такого масштаба наша страна за все годы независимости еще не знала.
То, что донецкий аэропорт отнюдь не соответствует имиджу европейского города-миллионника, говорилось давно. Аэропорт попрекали «совковостью», взлетно-посадочную полосу аэродрома объявляли годной разве что для «кукурузников» и… забывали. С мертвой точки дело сдвинулось лишь в прошлом году, когда перед Украиной замаячил призрак Евро-2012. Была принята комплексная программа развития международного аэропорта «Донецк», первый этап которой включил в себя строительство новой ВПП.
Через тернии…
По словам генерального директора коммунального предприятия «Дирекция по капитальному строительству и реконструкции международного аэропорта «Донецк» Оксаны Сальниковой, эта организация была создана в январе 2007 года исключительно для координации строительства новой ВПП.
- Почти полгода шло согласование документов для строительства, - рассказала Оксана Николаевна в интервью «Газете...». – В июле прошлого года начались строительно-монтажные работы. Сразу скажу, условия строительства ВПП легкими назвать было нельзя. Во-первых, перед проектировщиками стояла задача не закрывать аэропорт на время работ. Уже неудобства! Во-вторых, мешала стесненность – у нас не так много территории для строительства. Поэтому расстояние меду полосами – всего 170 метров, это предельно допустимая цифра. Далее: за год строительства мы 5 раз находили мины, бомбы и снаряды времен Великой Отечественной войны. Приходилось останавливать работу, вызывать работников МЧС, дожидаться изъятия опасных находок из земли. Естественно, терялись время и деньги.
Еще раньше, на стадии подготовки проектной документации, мы обнаружили, что на территории, которая отведена под строительство ВПП, находится старинный курган. Представляет он какую-то историческую ценность в плане древних захоронений или нет – решать пришлось археологам, с которыми мы заключили договор. Пока они не обследовали курган и не вынесли вердикт о том, что ничего ценного для науки там нет, мы не могли начать работы.
…к звездам
Как только первые шаги на пути к новой ВПП были сделаны, сразу стало понятно – все более чем серьезно. Технические характеристики новой «взлетки» говорят сами за себя: длина – 4000 м, ширина 60 м. Магистральная рулежная дорожка: 4000 м в длину и 48 м в ширину. Шесть соединительных дорожек, из которых 4 – скоростные. Перрон расширится, чтобы самолет мог подъехать к аэровокзалу. Появится новое ограждение аэродрома, аварийно-спасательные станции. Разрез ВПП, именуемый иначе «пирожок», составляет 1,20 м (подземный слой), а верхний слой бетона будет толщиной в 45 см. Кроме того, ко всему оборудованию на полосе надо будет подвести электропитание, чтобы в случае отключения электричества в аэропорту, на полосе ничего не погасло.
Что касается оборудования на ВПП, то оно будет от производителей в мировым именем. Так, свето-сигнальное оборудование поставит фирма «Siemens», радиотехническое – «Indra» (Испания), метеооборудование – «Vaisala» (Финляндия). Все они лидеры в этой отрасли и имеют опыт реализации проектов такого уровня, как будущая взлетно-посадочная полоса Донецкого аэродрома, всерьез претендующего на звание запасного аэродрома Украины.
- Каждая страна должна иметь свой запасной аэродром, - говорит Оксана Сальникова. – Когда в Киеве складываются неблагоприятные метеоусловия или появляется какой-то форс-мажор, и аэропорт Борисполь не может принять тяжелые самолеты, их сажают либо в Москве, либо в Польше. Поэтому донецкая полоса будет иметь стратегическое значение не только для региона, но и для всей Украины, став запасной отечественной ВПП для любых типов самолетов.
Назвался международным – соблюдай нормативы!
Существующая нынче «взлетка» не дотягивает до норм, предъявляемых к аэропортам международного уровня. Она и короче, и состояние ее полотна далеко от требований безопасности, так то тяжелые самолеты она принять не в состоянии. Последняя реконструкция старой ВПП проводилась в далеком 1991 году, ее удлинили, но этого уже оказалось мало. Так что после появления новой полосы, старая будет частично демонтирована.
- Наша цель – получить не только украинскую сертификацию аэродрома, но и международную, - говорит Оксана Сальникова. – Все предпосылки для этого есть: наша ВПП сможет принимать все существующие типы самолетов. Кроме того, показатели видимости не будут играть особой роли: пусть даже на земле будет лежать густой туман – все равно будет обеспечена нормальная посадка любого самолета, оснащенного соответствующим оборудованием. Правда, у «Боинга» или «Эйрбаса» проблем не будет, а вот Як-42 уже не сможет сесть в тумане. Но парк самолетов обновится, проблема отпадет сама собой.
Соблюдая европейские нормативы, мы также не упускаем из виду и свои собственные. Например, в Украине более жесткие нормы надежности по строительным конструкциям, чем в Европе. Это крайне важно для Донецка, расположенного на шахтных выработках. Кстати, под новой взлеткой на глубине больше 1 км проходят выработки шахты «Октябрьская». Добыча угля в них не ведется и вестись не будет, однако прекращение горных работ стало причиной подъема грунтовых вод (во время угледобычи их откачивают). Пришлось делать дренажную систему под ВПП, монтировать коллекторы, колодцы, трубы и отводить воду в район поселка Пески.
Поскольку в районе аэродрома расположены жилые дома, мы не могли не поинтересоваться у Оксаны Николаевны, каково будет жителям окраины после ввода в строй новой взлетно-посадочной полосы и появления над просторами Донецка новых самолетов. Оказалось, еще на стадии проектирования была проведена оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), причем не только шума от самолетов, но и различных радиоизлучений, геомагнитных полей. Все оказалось в норме, а после обновления аэропарка станет еще лучше. Пока относительным нарушителем спокойствия (в пределах нормы!) граждан, живущих в районе аэродрома, является Ту-154, курсирующий в Москву.
Без отрыва от производства
Несмотря на широкий размах и безусловную значимость проекта, государство все-таки попыталось сэкономить на строительстве донецкой ВПП. Только в июне пришли первые деньги из госбюджета, однако работы на строительстве не останавливались ни на минуту, поскольку компания «Альтком» в обязательном порядке закупала спецоборудование по укладке бетона – несколько уникальных для Украины машин. Также под определенную ВПП заказывается конкретна опалубка, которую невозможно купить в готовом виде. Рядом с полосой были смонтированы и готовы к запуску 4 мини-завода по производству специального бетона для «взлетки» и сыпучих материалов.
- Подрядчик потратил собственных 130 млн грн, чтобы не останавливать работу, – рассказала Оксана Сальникова. – Поэтому с транша, который был в мае-июне, - 69,5 млн грн, мы отдали часть долгов «Альткому», оплатили аванс «Сименсу». Основные деньги поступят в ноябре-декабре. Для стройки это, конечно, не самое лучше решение (основные работы ведутся летом, а бетон на ВПП следует уклаывать при температуре не ниже +5 градусов), однако лучше, чем ничего. Возможно, график финансирования будет пересмотрен.
По словам генерального директора «Дирекции по капитальному строительству международного аэропорта Донецк», срок ввода новой взлетно-посадочной полосы в действие – апрель 2009 года. Однако сейчас уже есть небольшое отставание от графика работ – 1-1,5 месяца.
- Нагоним мы график или нет – узнаем в августе или сентябре, - сказала Оксана Сальникова. - Все будет зависеть от финансирования и от погоды. В любом случае новая современная взлетно-посадочная полоса у аэропорта Донецк будет!