28.07.08 
27 июля исполнилось шесть лет с дня трагических событий на Скниловском аэродроме. До сих пор не прояснены все нюансы случившегося. Дело, пройдя по всем судебным инстанциям Украины, дошло до Европейского суда в Страсбурге, но и там решения придется ждать годами. Накануне печального юбилея «24» пообщалась со вторым пилотом Су-27, упавшего на людей, Юрием Егоровым.

Так совпало, что в этом году, в годовщину скниловской трагедии в Львовской области проходят два музыкальных фестиваля. Представители общественного объединения «Скниловская трагедия» возмущены и угрожают перекрыть дороги, которыми люди будут добираться на праздник.

Завтра, 27 июля, пострадавшие и родственники жертв кровавого авиашоу придут на аэродром, где в 11 часов традиционно будут молиться за погибших, священники всех конфессий отправят поминальную службу. Окажут почести  и тем, чьи останки нашли на аэродроме после аварии, но так и похоронили не идентифицированными на Голосковском кладбище.

«В тот же день мы хотим перекрыть две трассы Киев-Чоп и Львов-Умань, которыми будут ехать люди на фестиваль «Підкамінь». Знаю, что за это правоохранители могут меня задержать, но я этого не боюсь, – рассказал «24» Стефан Козак, председатель ГО «Скниловская трагедия». – В такой день на Львовщине нельзя проводить никаких забав. То же самое было в прошлом году, когда в Турковском районе проходил фестиваль «Бойківські фестини».

Козак добавил, что предпосылок, которые смогли бы повлиять на него не перекрывать дорогу – нет. По его словам, он сообщит о такой акции всем членам организации. Если же никто не отзовется на его предложение, то он готов сам стать на трассе и возвращать туристов в обратном направлении от фестиваля.

Второй пилот смертоносного Су-27 Юрий Егоров разговаривает неохотно. Говорит, что в его жизни и так уже достаточно поковырялись. Из пребывания в Кагарлыкской колонии (Киевская область) он вернулся в ноябре 2007 года и очень жалеет, что к штурвалу ему дорога закрыта.

«24»: Юрий, чем занимаетесь после освобождения?

Живу в городе Винница, где и жил раньше, до трагедии на Скнилове и моего заключения. Сейчас работаю в местном Обществе содействия обороне Украины. Занимаюсь любимым делом – авиацией, но уже гражданской, а не военной. С трудоустройством проблем особых не было. Живу со своей семьей – с женой и двумя детьми.

Не хотели бы вернуться к полетам?

Да. Очень хотел бы, но есть ограничения. Шансов вернуться в военную авиацию у меня уже нет. Как уже гражданский человек, я уволен из Вооруженных Сил. На данный момент реализовываю себя по-другому.

Как вас восприняли коллеги после заключения?

Нормально. Но я скажу так – это клеймо, которое повесили на меня на всю жизнь, как на бывшего осужденного, дает себя знать, ведь закрывает передо мной много дверей. Хотелось бы, к примеру, работать государственным служащим. Но наше законодательство мне этого не позволяет. Кроме того, есть ограничения по передвижению – я должен регулярно подтверждать мое пребывание в Виннице в правоохранительных органах.

Поддерживаете ли связи с другими экс-осужденными по Скниловскому делу. В частности с Яцюком (руководитель полетов на Скнилове) и Третьяковым (экс-заместитель командующего 14-м авиакорпусом)?

С Третьяковым я не вижусь. Время от времени общаемся с Яцюком.

Чем он занимается сейчас?

Я не хочу о нем говорить.

Насколько известно, кроме наказания, вас обязали уплатить государству штраф в размере около 2,5 млн. грн.

Дело в том, что решением Верховного Суда эти 2,5 млн. былы уменьшены до 52 тыс. грн. Их я и выплачиваю в исполнительные службы с зарплаты – это 40% на данный момент. Какая у меня зарплата – можете не спрашивать…

Справедливость – вещь довольно субъективная. Но не кажется ли вам, что из пилотов СУ-27 сделали козлов отпущения? Высшие воинские чины вышли сухими из воды…

Ни в коем случае не кажется. Давайте будем откровенными. Я неоднократно говорил даже на суде – самолет упал на людей. Им руководили два человека. И объективно надо было садить за решетку только их. Но при чем здесь все остальные? Если идти по вертикалу власти, то по такой логике, мы могли бы дойти и до президента, как до верховного Главнокомандующего. Но мы ведь люди военные, значит понимаем, что нецелесообразно говорить об этом и перекладывать без толка вину. Не надо этого.

Вы следите за ходом событий вокруг судебных дел в Скниловской трагедии? Пострадавшие обратились в Европейский суд…

Обо всем узнаю из масс-медиа. И, конечно же, в курсе, что сейчас Скниловом занимается Европейский Суд. Мне кажется, что это будет тянуться еще очень долго.

Ольга Князь, Наталия Кузяк, Львов, «24»


Страсбург рассматривает дела по 5 лет

12 декабря 2007 года председатель общественной организации «Скниловская трагедия» Стефан Козак подал в Европейский суд по правам человека жалобу потерпевших от падения боевого самолета СУ-27. Он сделал это персонально, после того как ему отказала в рассмотрении жалобы высшая государственная инстанция – Верховный суд Украины. 90 пострадавших подали жалобу в Страсбург через адвоката Владимира Кравчука еще в сентябре 2006 года. В начале текущего года дело приняли в рассмотрение. Однако на коммуникацию (официальное уведомление правительства Украины о том, что жалоба принята) оно до сих пор не передано. «До тех пор, пока этого не произошло, получить сведения о ходе дела невозможно, - сообщил «24» адвокат Харьковской областной коллегии адвокатов Аркадий Бущенко, который часто представляет интересы украинцев в Европейском Суде. – Я лишь могу сказать, что минимальный известный мне срок рассмотрения подобных дел - 17 месяцев, а предела вообще не существует. Например, один из моих подзащитных судится с Украиной через Европейский суд уже 6 лет».

В Страсбурге «24» подтвердили, что дело открыто, в настоящий момент собираются свидетельские показания, однако судебных заседаний еще не было, поскольку пока еще не состоялась коммуникация.

В настоящее время в Европейском суде зарегистрировано 481 судебное дело, так или иначе связанное
с Украиной. В основном это дела по экономическим преступлениям. В среднем от даты регистрации до вынесения окончательного решения по делу проходит 4-5 лет.

Джерело «24»   Автор: Олег Шинкаренко