04.08.08 
Старенькие воздушные суда, работающие в сельском хозяйстве без должного контроля, снова гибнут: в Крыму разбился вертолет, опрыскивающий поле

За годы независимости самолеты и вертолеты из некогда могучего флота сельскохозяйственной авиации потихоньку разобрали по различным ООО и ЧП. И продолжили нещадно эксплуатировать, невзирая на то, что возраст многих машин уже при передаче в частные руки переваливал за несколько десятков лет. Бездумная гонка за прибылью не могла не сказаться на «морально» и «физически» устаревшем металле. Как результат – только с начала года в разных регионах страны случилось несколько катастроф с «кукурузниками», в которых погибли люди. Последняя произошла в минувшую субботу в Ленинском районе Крыма.

– Насколько мне известно, легкий вертолет Ми-2 летел из села Челядиново в Яковенково после обработки полей с подсолнухами, принадлежащих СПД «Инициатива», – рассказал «Газете...» Николай Кривонос, председатель сельсовета соседнего села Заветное. – Где-то в 4 км от Яковенково машина начала снижаться и рухнула в поле. Я вместе со спасателями был на месте авиакатастрофы в первые минуты, когда почерневший металл еще догорал. От воздушного судна мало что осталось. Кабина была полностью расплющена. Пилот и пассажир обгорели до неузнаваемости.

Вероятно, до последнего пытались спасти машину и в итоге погибли сами. Не знаю точно возраст вертолета, но по сохранившимся обломкам видно, что он далеко не новый. Останки погибших отвезли в морг в Керчь, а место, где лежат обломки, огородили и выставили милицейскую охрану – ждут сейчас комиссию «технарей» из Киева. Версий пока немного. Основная, которую я слышал от знающих людей – в тот день был сильный ветер, и взлетать вообще было чревато. Скорей всего, пилот не смог справиться с воздушным потоком, утратил управление, и Ми-2 свалился на землю.

В управлении МЧС Крыма сообщают, что разбившийся вертолет принадлежит симферопольской фирме ООО «Авиакомпания Кипарис». В сгоревшем салоне воздушного судна погибли 55-летний пилот и 69-летний техник. В фирме, владевшей Ми-2, утверждают, что вертолет был полностью исправен и проходил техосмотр, как того требуют правила.

– Наша фирма появилась в прошлом году, вместе с упавшим вертолетом в нашем авиапарке было шесть Ми-2, – говорит Екатерина Кейль, менеджер по информации ООО «Авиакомпания Кипарис». – Пассажирскими перевозками мы не занимаемся, а только авиахимработами. В ту субботу машина еще не успела приступить к орошению полей, а только должна была прибыть на объект. Все документы у нас в порядке.

Не могу сейчас сказать, какого года выпуска был потерпевший крушение Ми-2. По бумагам он имел летную годность до 30 октября 2008 года, и, как все другие вертолеты, ежегодно проходил техосмотр. Раньше ТО для нашей техники делала тернопольская фирма «Универсал Авиа». В апреле этого года мы получили сертификат на право проводить осмотры машин самостоятельно. Невозможно выдвигать какие-то версии причин аварии, пока не будет заключения государственной комиссии.

Катастрофы случаются, когда совпадают сразу несколько негативных факторов. Мы не беремся утверждать до обнародования официальных причин ЧП, по чьей вине погибли люди. Однако, если учесть, что вертолет был не новым да и экипаж состоял из пилота и техника пенсионного возраста, выводы напрашиваются сами...

Последние ЧП с «хозяйственными» воздушными суднами

17 апреля возле села Вороновка Одесской области потерпел крушение сельскохозяйственный вертолет К-26, принадлежащий ОАО «Авиаспецназначение». Во время обработки полей «химией» поднялся сильный ветер, который забросил геликоптер на высоковольтную линию электропередач. В горящей машине погиб механик, пилота удалось спасти.

26 мая возле села Славгород Сумской области разбился чешский самолет Z-37, орошавший гербицидами местные поля. Погиб 41-летний пилот. По одной из версий МЧС, во время маневра машина задела верхушки деревьев, упала и загорелась.

7 июня близ поселка Коблево Николаевской области задымился в воздухе и упал на местное поле легкомоторный самолет чешского производства Z-37A, принадлежащий ЧП «Ника». Пилота удалось спасти. Как оказалось, воздушное судно не только не было внесено в государственный реестр, но и никто не выдавал владельцу разрешений на полеты.

Когда верстался номер

На Ивано-Франковщине – еще одна авиакатастрофа

Вчера во второй половине дня прямо на территории села Чергановка Косовского района разбился легкий трехместный вертолет. По словам главы сельсовета Марии Мыцкан, машина упала в нескольких сотнях метров от ее дома. Территорию сразу же огородили, и спасатели с милицией никого туда не допускали. В вертолете погибли трое людей. На сплющенном борту была надпись «Мостобуд», поэтому есть версия, что он принадлежит мостостроителям. В Косово сейчас как раз сооружают мост. Возможно, проводили разведку региона с воздуха, и в полете что-то не заладилось.

Джерело Газета по-киевски   Автор: Андрей ТКАЧ