Вопрос модернизации украинских аэропортов является одним из основных при подготовке к Евро-2012. Согласно оценке УЕФА, до 70% футбольных болельщиков будут добираться в Украину воздушным транспортом. Именно за этот лакомый кусок началась борьба между мэрией Львова и Министерством транспорта и связи.
Напомним, что, согласно Указу президента от 24 октября 2007 г., правительство должно было передать целостный имущественный комплекса аэропорта «Львов» в коммунальную собственность города. Но на самом деле этого не произошло, даже наоборот, представители Кабмина стали всех убеждать, что львовский аэропорт - их собственность.
В свою очередь, городской глава Львова Андрей Садовый начал судебную волокиту с Минтранссвязи. Впрочем, это не остановило столичных чиновников. Так, находясь на Львовщине министр транспорта и связи Иосиф Винский намекнул, что не отдаст Львову аэропорт, а судебный процесс вообще не мешает ему финансировать аэропорт из госбюджета.
А.Садовый до последнего настаивал на своем - аэропорт должен принадлежать городу. Львов даже заказал концепцию развития «воздушных ворот» у австрийской консалтинговой компании Airport Consulting Vienna. Правда, мэр не учел одного: если бы аэропорт все-таки передали в коммунальную собственность, то денег бы на его развитие пришлось бы искать очень долго. Ведь решить эту задачу силами только горбюджета точно не удалось бы. Это становится очевидно на фоне последнего сенсационного заявления А.Садового - он сам берется за строительство стадиона к Евро-2012, а средства потенциальных инвесторов могут быть полезными лишь как дополнительные... Т.е. стадион и аэропорт местный бюджет в одиночку не вытянет.
В таких условиях А.Садовому ничего не оставалось делать, как поставить свою подпись под меморандумом между правительством, Минтранссвязи, Нацагентством по вопросам подготовки к Евро-2012 и органами местного самоуправления относительно подготовки аэропортов к Евро-2012. Согласно этому документу, львовский горсовет не будет настаивать на реализации указа президента в части передачи аэропорта в коммунальную собственность.
На самом деле проблема львовского аэропорта намного сложнее, чем перетягивание каната между чиновниками различного ранга. Напомним, что почти год было потрачено на выяснение отношений – кому на самом деле принадлежат «воздушные ворота». Но для их развития ничего не делалось. Таким образом, реализация проектов по строительству терминала и удлинение взлетной полосы зависла в воздухе.
В частности, согласно требованиям УЕФА, львовский аэропорт за 10 часов должен принимать 150 самолетов. Более того, на взлетно-посадочную полосу должны садиться все виды Боингов. Таким образом, чтобы подготовить аэропорт, достаточно в пределах тех 300 м, которые являются сейчас городской землей, продолжить взлетную полосу.
Вр.и.о. главы Львовской ОГА Николай Кмить отметил, что сейчас еще окончательно не решено, на какую именно длину необходимо увеличить взлетную полосу. По его словам, чтобы в аэропорту могли садится Боинги всех классов (из Канады, США, Австралии), для этого необходимо выстроить взлетную полосу протяжностью 3,5 тыс. м. Но перед этим нужно решить вопрос земли - границы аэропорта с сельскими советами.
Также стало известно, что лишь 1 августа между проектным институтом Минтранссвязи и аэропортом «Львов» было подписанное соглашение о начале проектировочных работ относительно взлетной полосы. Уже этой недели в министерстве официально объявили международный тендер на определение организации, которая и будет заниматься проектированием терминальной инфраструктурной части аэропорта.
Кроме того, в Львове было решено создать общую рабочую группу, в которую вошли первый зампредседателя Львовской ОГА Валерий Пятак и один из замминистра транспорта и связи. Члены этой группы должны в ближайший месяц наработать условия реализации на концессионной основе проекта развития аэропорта, а через полтора месяца эти условия будут вынесены на Кабмин. Также в месячный срок предусмотрено приступить к выполнению этого проекта.
Вообще стоимость реконструкции Львовского аэропорта будет составлять $21 млн. Из этой суммы $15 млн. планируется привлечь в виде инвестиций. Также до 2011 г. предусмотрено вложить в реконструкцию и обновление аэропорта 353 млн. грн. из госбюджета. Но сейчас дело зависит не столько от средств, как от драгоценного времени, которое было утрачено через эту борьбу за сверхприбыли. До Евро-2012 остается не так уж и много времени. К тому же эксперты УЕФА уже в сентябре должны озвучить свою позицию, способная ли Украина принять «финальную пульку». Поэтому дебаты вокруг любого объекта, который необходимо подготовить к Евро, будут вызывать пристальное внимание у еврочиновников.