Правительство огласило планы по реорганизации концерна «Авиация Украины», объединяющего предприятия авиастроительной отрасли. По словам министра промышленной политики Владимира Новицкого, в нынешнем формате концерн работает неэффективно. За полтора года его существования не налажено серийное производство ни одной новой модели самолета.
На базе единого концерна правительство намерено создать сразу три хозяйствующих субъекта. В первый из них войдут предприятия, занимающиеся непосредственно самолетостроением, — Авиационный научно-технический комплекс имени Антонова, Киевский завод «Авиант», Киевский авиаремонтный завод № 410 гражданской авиации и Харьковское государственное авиационное производственное предприятие.
Второй хозяйствующий субъект де-факто уже существует. Под его крышей работают производители авиадвигателей из Запорожья — предприятие «Мотор Сич» и конструкторское бюро «Прогресс» имени академика Ивченко. «Мы уже объединились и тесно работаем», — сообщил почетный президент «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев. Как сообщалось, Богуслаев рьяно выступал против того, чтобы объединять все предприятия авиастроительной отрасли в единый концерн.
Третье объединение на базе «Авиации Украины» создадут для технического обслуживания авиапромышленности. Одним из основных предприятий в его составе будет Харьковский машиностроительный завод «ФЕД», специализирующийся на изготовлении комплектующих для авиастроительной техники и ремонте оборудования.
Глава профсоюза авиастроителей Украины Ярема Жугаевич сомневается в целесообразности отделения ремонтных предприятий от самолетостроителей. «Эти компании должны работать вместе», — убежден он. По мнению Жугаевича, такой формат объединения будет иметь гораздо большие перспективы, особенно исходя из дальнейших планов Минпромполитики по привлечению инвестиций в отрасль.
После такой реорганизации концерна «Авиация Украины» Минпромполитики намерено корпоратизировать новосозданные объединения. Планируется, что доли в акционерных компаниях будут проданы в частные руки. Интерес к участию в этом бизнесе уже проявляет российская «Объединенная авиастроительная корпорация», а также «Вторая китайская авиационная корпорация». По мнению главы Центра политического и экономического анализа Александра Кавы, рассчитывать на значительно больший круг заинтересованных в инвестировании не приходится. Причина — неудовлетворительное положение дел в отрасли.
Кава выделил некоторые риски, которыми может обернуться привлечение иностранных инвесторов в авиастроительную отрасль. «Ни одна страна не заинтересована в развитии конкурентоспособной авиастроительной отрасли в другом государстве. Нам необходима поддержка, в первую очередь, власти. Около 40% заказов производителей может и должно обеспечивать государство», — убежден эксперт.
Концерн «Авиация Украины» был создан 14 марта 2007 года. В него вошли десять авиастроительных и проектных предприятий.
5 млрд. грн. составляет ежегодный финансовый оборот в авиастроительной отрасли.