«Мы поставили на крыло два самолета. С понедельника (4 августа) они начали летать по программе с авиакомпанией «Аеросвіт» в соответствии с заключенными с ними договорами»,— сообщила «і» замдиректора «Восточно-Украинской металлургической компании» Ирина Бегичева. По ее словам, это стало возможным после того, как были проведены необходимые работы по дооборудованию этих самолетов согласно новым требованиям авиационных властей.
Напомним, с 1 июня авиационные власти страны приостановили деятельность 77 самолетов Як-40 и Ан-24, в том числе и машин «Луганских авиалиний». На этих самолетах до конца мая, как требовали чиновники, не было установлено оборудование, предотвращающее столкновения в воздухе (TCAS-II (ACAS-II)), системы заблаговременного предупреждения о приближении к земле (EGPWS (TAWS)), а также оборудование, указывающее место пребывания самолета в случае чрезвычайной ситуации (ELT).
Прикованные к земле самолеты луганчан стали одним из пунктов претензии Фонда госимущества к «Восточно-Украинской металлургической компании», которая в сентябре 2007 г. приобрела 86,98% акций «Луганских авиалиний». После проведения проверки в Фонде заговорили о расторжении договора купли-продажи. Кроме того, в ФГИ нашли еще восемь пунктов невыполнения инвестобязательств. Из них самые весомые: несвоевременные текущие платежи в местный бюджет, непогашение кредиторской задолженности, невнесение утвержденных при покупке инвестиций, накопление задолженности по зарплате.
«На акт ФГИ мы написали свои замечания, как это предусмотрено законом,— сказала Ирина Бегичева.— И хоть комиссия по обжалованию результатов проверки авиакомпании не согласилась с нашими доводами, мы намерены отстаивать свою правоту в дальнейшем». По ее словам, дооборудовать остальные три машины экономически нецелесообразно: «На три самолета нужно потратить 4,5 млн. грн. Предоплата порядка 15% от стоимости за новый самолет будет такая же. Директива авиационных властей по новому оборудованию вышла после того, как был подписан договор купли-продажи авиакомпании с нами. То есть, по сути, изменились условия хозяйствования».
Не урегулирована в настоящее время и экономическая коллизия с механизмом внесения инвестиций. Поскольку увеличение УФ или кредитование предприятия запрещено договором купли-продажи, металлурги вынуждены пополнять оборотные средства перечислением денег на расчетный счет авиакомпании. Хотя утверждают, что во время конкурса им обещали пойти навстречу, однако впоследствии отказали.
В пресс-службе Госавиаадминистрации подтвердили выдачу разрешений только на один самолет Ан-24 «Луганских авиалиний» от 31 июля 2008 г. В ведомстве подчеркнули, что самое важное — это безопасность полетов, а ее обеспечение является заботой авиакомпаний. Тем более, говорят чиновники, о новых требованиях предупреждали заранее, а впоследствии дата ввода новых мер была перенесена.
Потратившись на переоборудование двух анов, луганчане дальше смотрят в сторону зарубежной техники: «1 т авиакеросина стоит 9,1 тыс. грн. Если за один рейс Ан-24 тратит 3 т, то аналогичные по классу самолеты ATR, Embraer, CRJ расходуют от 1,5 до 2 т»,— рассказывает госпожа Бегичева. О конкретном выборе в авиакомпании пока не говорят, равно как и о направлениях полетов.
ФГИ же снимать претензии к авиаторам не торопится: «Кроме хозяйственных вопросов у Фонда есть еще целый ряд замечаний. Никаких компромиссов в отношении задолженности перед бюджетом, кредиторами быть не может. В любом случае срок получения ответа от инвестора, готов ли он разорвать договор, еще не истек. Мы этого ответа ожидаем»,— сообщила пресс-секретарь ФГИ Нина Яворская.