Вчера Госавиаадминистрация объявила тендер по выбору разработчика государственной программы развития аэропортов на период до 2020 года. Заявки будут приниматься до 10 сентября, а саму концепцию планируется разработать до 30 января 2009 года. По словам заместителя министра транспорта, главы Госавиаадминистрации Александра Давыдова, правительство рассчитывает привлечь к участию в тендере международные консалтинговые компании. "Этот проект рассчитан в первую очередь на них. Если поднимать отрасль возьмется компания с международным опытом, мы будем спокойны",– сказал он.
Концепцию госпрограммы развития аэропортов до 2020 года, в которой определены стратегические принципы их развития, Кабмин одобрил еще в марте. Программа же должна определить условия участия в реконструкции и развитии аэропортов органов власти и частного капитала. Кроме того, для каждого аэропорта будет определен перечень мероприятий по модернизации и объем средств, которые необходимо привлечь для их реализации. Кабмин также настаивает на необходимости передачи коммунальных аэропортов в госсобственность. В будущем деньги из госбюджета на развитие будут получать лишь те аэропорты, которые принадлежат государству, отмечается в документе.
В Украине действуют 34 аэропорта. 97% пассажиропотока, который в прошлом году составил 9,2 млн человек (на 23,4% больше, чем в 2006 году), приходится на 9 из них – "Борисполь", "Киев" ("Жуляны"), "Днепропетровск", "Донецк", "Львов", "Одесса", "Симферополь", "Харьков" и "Запорожье".
К 2020 году пассажиропоток в Украине достигнет 70 млн человек, прогнозируют в Минтрансе. Заместитель генерального директора компании "Днеправиа" Сергей Ткаченко считает, что эта цифра может быть и выше. "Для гармоничного роста объемов перевозок нужно инвестировать прежде всего в региональные аэропорты, на которые пока приходится лишь 3% пассажиропотока",– отмечает Александр Давыдов. По его словам, развитию локальных аэропортов потенциальные участники тендера уделят особое внимание. "Авиакомпании не должны гробить свои самолеты на разбитых полосах малых аэропортов. А ведь скоро откроют и аэропорты, которые долгое время не работали. Какая там ситуация, страшно представить",– говорит господин Ткаченко.
В этом году на развитие аэропортов направлен рекордный объем бюджетных средств – более 1 млрд грн. Но основным источником финансирования должен стать частный капитал, уверены в Минтрансе. "Для нормального развития инфраструктуры отрасли нужно не менее $5 млрд",– говорит господин Давыдов. По мнению Сергея Ткаченко, эта цифра отражает реальные потребности аэропортов в инвестициях. "Частный капитал таких денег на аэропорты не пожалеет, потому что объем перевозок растет, а с ним увеличивается и рентабельность этого бизнеса",– говорит он.