Майор Степан ЧобануЗавтра на аэродроме 831-й Галацкой орденов Красного Знамени и Кутузова ІІІ степени бригады тактической авиации состоится день открытых дверей. А накануне ее летчики во главе с командиром части полковником Юрием Владимировичем Кришталем пролетели в небе над Крещатиком, принимая участие в авиационной составляющей военного парада в связи с 17-й годовщиной Дня независимости Украины.
А родословная прославленной боевой части идет от ноября грозного 1941 года, когда был создан 831-й истребительный авиационный полк.
Тогда тускнело от взрывов небо и дрожала земля, истерзанная гусеницами вражеских танков. 11 ноября 1941 года началось комплектование части личным составом и техникой в городе Красноводске. 27 ноября 1941-го оно было завершено, и с 8 января 1942 года, войдя в состав 4-й смешанной авиационной дивизии 4-й Ударной армии, личный состав начал боевые вылеты на Калининском фронте.
За первые два месяца боевых действий пилотами было выполнено 123 боевых вылета, из них 13 ночных, проведено 13 воздушных боев, сбито 8 самолетов противника, штурмовыми действиями уничтожены 22 автомашины, 112 телег, два паровоза и другая техника. И это было только началом изнурительной, устланной могилами однополчан дороги к Великой Победе. Впереди были Юго-Западный и 3-й Украинский фронты, бои на Харьковском направлении, участие в Сталинградской битве. Пройдя тяжелый боевой путь от Волги до Украины и Молдавии, полк принимал участие в освобождении от фашистского нашествия Болгарии, Югославии, Румынии, Венгрии и Австрии. За годы Великой Отечественной войны было осуществлено 9960 боевых вылетов, проведен 531 воздушный бой, сбито 417 самолетов и уничтожено много техники и живой силы врага.
Приводя эту статистику боевой деятельности, невозможно не остановиться на примерах героизма личного состава. Вот только некоторые из них. Подполковник В. Смешков осуществил 164 боевых вылета днем и 22 ночью, провел 45 воздушных боев, сбил лично 9 и в составе группы 3 самолета противника. Награжден орденами Ленина и Александра Невского, тремя орденами Красного Знамени, югославским орденом «Партизанская Звезда», медалью «За боевые заслуги». Герой Советского Союза капитан И. Павловский провел 379 боевых вылетов, принимал участие в 97 воздушных боях, сбил лично 20 и в составе группы 10 самолетов противника. Награжден тремя орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны и югославским орденом «Партизанская Звезда». Герой Советского Союза капитан А. Фролов осуществил 435 боевых вылетов, из них 204 — воздушная разведка, принимал участие в 60 воздушных боях. Им сбито лично 14 и в составе группы 8 самолетов противника.
Геройский подвиг осуществил лейтенант Петр Дымченко. 10 ноября 1942 года в одном из боевых вылетов в паре с капитаном А. Фроловым он сбил бомбардировщик противника. Оставшись один (Фролов был подбит), сбил еще один бомбардировщик, а потом вступил в бой с 15 истребителями «Мессершмидт-109», из которых сбил три и один подбил. Но в этом неравном бою он погиб, не допустив врага к переправе через речку Дон.
За мужество и героизм личного состава, проявленные при выполнении заданий командования в ходе освобождения городов Галац и Измаил, полку присвоено почетное наименование «Галацкий». В послевоенный период личным составом части были освоены такие типы авиационной техники, как: самолеты МиГ-15, МиГ-17 и МиГ-21, Су-27.
С 1977 года полк постоянно базируется на аэродроме в городе Миргороде. Миргородщина стала на много лет краем, который теплотой человеческих душ, богатством земли вдохновляет военных авиаторов на ратные будни по защите воздушного пространства Украины. В значительной мере базирование полка способствовало тому, что многие миргородцы выбрали для себя профессию военного авиатора и сегодня несут службу в этот авиационной части.
13 января 1992 года полк принес присягу на верность украинскому народу. В составе Вооруженных сил Украины часть всегда была одной из самых боеспособных единиц Военно-Воздушных сил, а затем и Воздушных сил Украины. Это стало возможно благодаря профессиональному руководству таких командиров, как полковник Александр Федорович Пелевин, генерал-майор Александр Иванович Титаренко, полковники Николай Иванович Кашуба, Василий Викторович Мишко, Леонид Иванович Резчиков, Владимир Григорьевич Ленец.
Личный состав части представлял Военно-Воздушные силы Украины во многих странах мира. Авиационный гарнизон неоднократно посещали иностранные военные делегации. В 1998 году экипажем самолета Су-27 УБ во главе с полковником И. Черненко осуществлен трансатлантический перелет в Соединенные Штаты Америки на авиационную базу «Сеймур-Джонс». Военные авиаторы принимали участие в международных авиашоу на летных площадках стран Европы, демонстрируя свое мастерство, утверждая авторитет независимой Украины. На седьмом международном авиационном показе SІAD-2004 (Slovak Іnternatіonal Aіr Dіsplay) лучшим индивидуальным воздушным показом был признан показательный полет подполковника Федора Тищука на истребителе Су-27.
Сегодня авиационная бригада, которая стала правопреемником прославленного полка, живет по напряженному графику боевой подготовки. Летный состав настойчиво усовершенствует свои привычки и овладевает новыми приемами и способами тактических действий. Одна из основных задач, стоящих ныне перед авиаторами бригады, — быть готовыми к защите воздушных рубежей Украины.
Важные задачи выполняют гражданские работники части, взявшие на себя большое бремя социально-бытовых проблем. Многие из них работают не один десяток лет, подавая пример младшему поколению авиационной бригады. Трудно выделять кого-то конкретно из большого и дружного коллектива части, потому что в 831-й истребительной авиационной Галацкой орденов Красного Знамени и Кутузова ІІІ степени бригаде все действительно профессионалы своего дела, хотя и не осыпаны сегодня «райскими яблоками». Летный состав, специалисты инженерно-технической службы, связи, тыла, управления и штаба авиационной бригады прилагают все усилия, чтобы история бригады пополнялась новыми, яркими страницами из примеров достойного выполнения воинского долга.