01.09.08 
«Полевые исследования» бюджетных авиаперевозчиков показали - дешевые билеты после небольшого периода раскрутки постепенно исчезают из продажи, а у пассажиров появляются проблемы из-за задержек рейсов.

Первое предупреждение украинским пассажирам появилось еще до начала полетов компании в Украине. В апреле руководство WizzAir объявило о полетах сразу по нескольким внутриукраинским маршрутам. Среди них числились рейсы Киев-Запорожье и Киев-Харьков. Продажи билетов начались…, однако впоследствии выяснилось, что компания отказалась от своих намерений летать по данным направлениям. Пассажирам, купившим билеты, вернули деньги.

Правда, тут-то и возникают вопросы. Пассажиру ясно одно - он заплатил 150 или 200 грн. за билет, а куда идут эти деньги, по большому счету его не интересует. Проблема только в том, что вернуть деньги в случае закрытия рейса потом будет достаточно сложно. Например, получить обратно сбор за использование кредитной карты в случае отмены рейса практически невозможно. Ведь банк не интересует, был рейс или нет - он осуществил проводку, значит услуга по переводу денег оказана, а то, что самолет не полетел – проблема авиакомпании. Которая создавалась отнюдь не для того, чтобы возвращать деньги, а зарабатывать их. Один из журналистов, участвовавших в презентационном рейсе WizzAir, заметил: «Ребята, в конце концов, это плата за дешевые билеты, т.е. это лотерея - полетел, хорошо, нет - ну что ж, не так много потерял».

Как бы то ни было, а проблемы у «бюджетников» заключаются не только в запутанных схемах «сравнительно честного отъема денег у граждан». Сложности возникли и технические. Одним самолетом (пусть и «свежим», только что с завода) обеспечить интенсивную программу перевозок - связать 4 города страны за одни сутки - достаточно сложно. Любой сбой - и все расписание насмарку.

Так и вышло. Самый вопиющий случай произошел 1 августа. Самолет компании из-за технической неисправности не смог вылететь из Львова в Симферополь. В Симферополе скопилось около 200 пассажиров, которые потеряли целый день в ожидании опаздывающего рейса WizzAir. Соответственно, возникли проблемы и с другими рейсами.

Напомним, что еще во время презентации компании ее руководство заявляло, что интервал между рейсами составит около 30 минут, т.е. самолет на земле будет проводить очень мало времени - за счет этого и достигается эффект получения максимальной прибыли. Однако эксперты, знакомые с украинской действительностью, утверждали - как бы не старались региональные аэропорты, задержек не избежать. Как отмечают опрошенные пассажиры WizzAir, действительно, в большинстве случаев в 30 минут компания не укладывалась, происходили задержки при различных обстоятельствах. На минуту, пять, десять, но происходили, из-за этого расписание сдвигалось, особенно в вечернее время.

Так что обещанной пунктуальности пока не получается. Это не удивительно. С одним самолетом отладить всю систему в аэропортах, которые до этого никогда не обслуживали low-cost компании, достаточно сложно.

После технических проблем «всплыли» и проблемы коммерческие. Представители украинских авиакомпаний еще весной отмечали - при существующих ценах на топливо снижать цены до 80-100 грн. за билет - разорение. Можно по такой цене продать пять, десять, наконец, в рамках рекламной акции, двадцать билетов, но весь самолет - просто нерентабельно. Поэтому, представители отечественных компаний прогнозировали - низкие цены продержатся ровно до конца периода раскрутки, т.е. до старта зимнего расписания. Действительно, начиная с 14-15 декабря, на все рейсы на сайте авиакомпании высвечиваются новые тарифы: минимальный - 316 грн. в одну сторону (без учета сбора за оплату кредитной картой).

На конец декабря билеты «подскочили» до 696 грн. в одну сторону. Более того, в колл-центре авиакомпании говорят, что вполне возможна ситуация, когда перевозчик пересмотрит сетку полетов и некоторые рейсы либо отменят, либо изменят время вылетов.

Косвенно это подтверждают заявления руководства компании о возможном открытии рейсов из Киева в Англию, Италию и Германию с конца сентября. Якобы до конца года перевозчик получит еще один самолет, что и даст возможность развить сеть. Однако, скорее всего, речь идет о банальном сокращении одних направлений в пользу других. Поэтому и поменялась тарифная политика.

Компании просто нет надобности привлекать пассажиров низкими ценами. Тем более, что уже и так доказано, что при загрузке в 75-80% (именно такой показатель имеет WizzAir) на на линии Киев-Симферополь минимальный тариф должен составлять $80-100, иначе рейс себя не окупает. Поэтому неудивительно, что перевозчик, заплатив за вход на рынок тремя месяцами дешевых билетов, после этого выходит на более рентабельный международный рынок. По крайней мере, 35 тыс. пассажиров уже воспользовались этими услугами. Кто за 80 грн., а кто дороже…

Джерело Транспортный Бизнес   Автор: Сергей Баталин