Как рассказал «ДС» заместитель председателя Донецкого облсовета Игорь Коваль, комплексная реконструкция КП «Международный аэропорт «Донецк» общей стоимостью свыше 1,6 млрд грн. ведется с 2004 г. и разбита на два этапа. Первый из них с объемом финансирования 972,7 млн грн. предполагает строительство четырехкилометровой взлетно-посадочной полосы шириной 60 м, которая сможет принимать воздушные суда всех типов. «Большую часть этой суммы — 914,1 млн грн. — должно выделить государство, а еще 58,6 млн грн. — областной бюджет», — сообщил Игорь Коваль, добавив, что на сегодняшний день в этот проект уже вложено свыше 400 млн грн.
По словам председателя облсовета Анатолия Близнюка, после ввода в эксплуатацию взлетную полосу передадут в госсобственность, на что местные парламентарии дали согласие в апреле нынешнего года. «Поскольку в стране не существует действенного механизма передачи объектов незавершенного строительства, полосу передадут государству после окончания работ по ее реконструкции. Предполагается, что она будет готова уже к апрелю 2009 г.», — пояснил г-н Близнюк. Таким образом будут выполнены требования к Украине как к претенденту на проведение крупных международных спортивных соревнований о наличии дополнительного аэропорта, кроме «Борисполя», соответствующего всем международным стандартам.
Реконструкцию так называемого аэропортового комплекса, включающего терминал, таможенные и пограничные посты, автостоянку и пр., дончане решили доверить частному капиталу. «Была проведена оптимизация структуры аэропорта. В результате выделены аэродромный комплекс для последующей передачи в госсобственность и аэропортовый комплекс — для привлечения инвестиций на условиях долгосрочной аренды», — рассказал г-н Коваль. По его информации, передачу коммунального объекта в аренду проведут на особых условиях. Согласно решению облсовета от 2003 г. арендная ставка не может быть ниже 8% от оценочной стоимости имущества, но депутаты в данном случае для привлечения инвестора разрешили снизить плату до 5%, а также отменить ряд повышающих коэффициентов. Игорь Коваль объяснил, что, согласно прогнозам производственных показателей, составленным независимыми международными экспертами, аэропортовый комплекс будет работать с положительным финансовым результатом от основной деятельности лишь при пассажиропотоке в 1 млн человек в год, что ожидается лишь к 2017 г. А до того времени инвестору придется не только реконструировать терминал, но и погашать убытки. «Чтобы арендатор мог иметь в своем распоряжении необходимое время и ресурсы для выполнения обязательств по проектированию и реконструкции действующего аэровокзала, облсовет решил в течение первых пяти лет применять ставку в 5% от стоимости целостного имущественного комплекса, что составляет примерно 7,5 млн грн. в год. В дальнейшем она может пересматриваться в зависимости от результата финансово-хозяйственной деятельности аэропорта», — говорит г-н Коваль. Точная стоимость имущественного комплекса пока неизвестна, ее в ближайшее время должна определить государственная акционерная компания «Национальная сеть аукционных центров», победившая в соответствующем тендере.
Конкурс на право аренды аэропортового комплекса Донецкий облсовет намерен объявить ближе к концу осени. Анатолий Близнюк сообщил, что победитель должен будет реконструировать существующее здание аэровокзала (сооруженное в 1975 г.), возвести новый терминал, а потом соединить их галереей. Кроме того, инвестпроект предусматривает строительство освещенного перрона с устройством трех телетрапов для приема самолетов и открытого трехэтажного паркинга на 600 машиномест. Победителю тендера также придется организовать стоянку для 1,2 тыс. авто на привокзальной площади и возвести двухуровневую эстакаду. По предварительным оценкам, проект будет стоить не менее 500 млн грн. «Строительство нового аэровокзала площадью 27 тыс. кв. м с пропускной способностью 1 тыс. пассажиров в час обойдется примерно в 400 млн грн., а реконструкция действующего — около 100 млн грн. Но все это расчеты на основе цен 2007 г. Поскольку стоимость стройматериалов, транспорта, горючего постоянно растет, скорее всего, проект обойдется инвестору дороже», — уточнил Игорь Коваль.
Реальные затраты арендатора могут выйти далеко за пределы заявленной суммы. Дело в том, что на завершающем этапе реализации инвестпроекта предполагается еще и полное техническое переоснащение аэропорта. «В стадии окончательной проработки находится бизнес-план развития аэропорта по системе «хаб». То есть мы собираемся создать юго-восточный транзитный транспортный комплекс, куда смогла бы прилетать вся Европа. В перспективе планируется освоение авиасообщения с Юго-Восточной Азией», — сообщил спикер донецкого парламента. По его мнению, участвовать в таком проекте смогут только крупные компании, обладающие солидным портфелем инвестпроектов и значительными ресурсами.