Госавиаадминистрация Украины решила добавить хлопот энтузиастам малой авиации. До декабря летательные аппараты, которые изготавливались для эксплуатации по правилам так называемых «визуальных» полетов, еще могут летать без приборов авиагоризонта, которые работают по принципу гироскопа и позволяют измерить величину крена при полете. Но после наступления зимы — уже нет. В первую очередь дооснащению должны подвергнуться отечественные легкие многоцелевые самолеты «НАРП» производства Николаевского авиаремонтного предприятия и Х-32 «Бекас», который выпускается харьковским ЗАО «Лилиенталь». Однако многие самолеты и вертолеты зарубежных компаний-производителей, которые эксплуатируются в Украине для обучения пилотажу и прогулочным полетам, приборов авиагоризонта также не имеют. Это касается даже общепризнанных во всем мире самолетов Cessna или вертолетов Robinson, если они заказывались без гироскопов.
Как сообщили «ДС» в авиационном ведомстве, на сегодняшний день до 80% небольших летательных аппаратов, которые, как правило, имеют частных владельцев или используются для агрохимических работ, не оснащены приборами авиагоризонта. Таким образом, уже этой осенью хозяева примерно 450 единиц малой авиатехники, имеющейся в Украине, вынуждены будут приобретать такие приборы и согласовывать с производителями их установку, если хотят продолжить свою летную практику. Фактически это выльется в небольшие дополнительные затраты. Бывший в употреблении прибор можно купить за $500, тогда как новый стоит $1,5 тыс. (без стоимости монтажа). Но дооснащение крылатых машин нештатной техникой может продлиться не один месяц, поскольку авиавладельцам придется вступить в переписку с производителями самолетов и вертолетов, добиться от них разрешениия на установку того или иного прибора и выдержать другие бюрократические процедуры.
Поэтому даже в Госавиаадминистрации новшество оценивают неоднозначно. Собеседник «ДС» в этом ведомстве признал, что правила визуальных полетов, утвержденные в большинстве европейских стран, в отличие от правил приборных полетов для более серьезной техники, не требуют оснащения летательных аппаратов приборами горизонта. А во время агрохимических работ, которые проводятся на высоте несколько метров от поверхности земли, они просто бесполезны. В то же время директор Международного авиацентра подготовки (г. Киев) Владимир Игнатьев позитивно оценивает нововведение. По его словам, практика показывает, что ощущения пилотов, оказавшихся в туманной зоне, почти всегда неадекватны реальности. Поэтому приборы горизонта им необходимы, особенно при полетах весной и осенью.
Тем более что чиновники мотивируют нововведения соображениями безопасности. 9 мая нынешнего года неподалеку от села Русскоивановка (Одесская обл.) разбился одномоторный самолет «НАРП-1» с пилотом и женщиной-пассажиром на борту. А год назад при выполнении агрохимических работ потерпел крушение такой же летательный аппарат в Гомельской области (Беларусь). Вероятно, именно разбор этих полетов и заставил Госавиаадминистрацию издать директиву о запрете на полеты без гироскопов. Этой зимой инициатива Госавиадепартамента не сильно отразится на летной активности владельцев малых воздушных судов. Зимние погодные условия практически не позволяют «малышам» подниматься в воздух. Но если владельцы легкой авиатехники не успеют провести дооснащение до следующей весны, то им придется поставить ее на прикол и наблюдать за своими более удачливыми товарищами по увлечению с земли.