В сентябре, несколькими неделями позже демонстрации в Геленджике уникальной амфибийной техники, в том числе с двигателями производства ОАО 'Мотор Сич', свои двери известным во всем мире самолетостроительным и моторостроительным фирмам открывает салон 'Авиасвит-XXI'.
Уже в шестой раз он пройдет на аэродроме 'Киев-Антонов' (г.Гостомель). Выставка, на которой экспонируются летательные аппараты всех типов и назначений, ракетные системы, силовые установки, бортовое и наземное оборудование, авиационные технологии и материалы, является, без сомнения, серьезным показом сил и возможностей предприятий отрасли.
Под Киевом будут подведены, хотя и промежуточные, но весьма важные итоги работы самолетостроителей и моторостроителей, которые смогли использовать существующие научно-технические и технологические заделы и выпустить конкурентоспособную продукцию. Конкурентоспособность же в условиях перехода к экономике знаний определяется не только наличием заделов в той или иной области, но и грамотными кадрами и умением проводить правильную маркетинговую политику. Технологическое преимущество обеспечивается умением скоординировать усилия лучших конструкторских бюро, институтов, агрегатных заводов и серийных предприятий таким образом, чтобы созданная модель кооперации стала базой для создания перспективной авиационной техники, в том числе линейки двигателей пятого поколения.
Неслучайно крупнейшее на постсоветском пространстве предприятие ОАО 'Мотор Сич', двигатели производства которого эксплуатируются во всех уголках мира, особое значение придает вовлечению в кооперацию российских коллег. Такое сотрудничество тем более ценно, если учесть, что Запорожье обеспечивает большое количество российских институтов и агрегатных заводов стабильными заказами. Кооперация вылилась в реализацию целого ряда прорывных проектов, доказав свою дееспособность и умение работать на перспективу.
На авиасалоне в Гостомеле запорожцы продемонстрируют свои лучшие моторы. В первую очередь, это двигатель Д-436-148, предназначенный для установки на самолеты Ан-148 региональных и магистральных авиалиний протяженностью до 7000 км. Мотор является очередной модификацией двигателя Д-436Т1, устанавливаемого на пассажирские самолеты Ту-334. Как заявил президент Ассоциации 'Союз авиационного двигателестроения' Виктор Чуйко, Ан-148 - 'лучший самолет на территории постсоветского пространства'. С этой оценкой технических преимуществ регионального лайнера нельзя не согласиться, так как ему нет равных по надежности, экономичности и экологическим показателям. Его двигатели высоко подвешены под крыльями и лучше защищены от попадания в них посторонних предметов. К тому же эти, российско-украинские самолеты с легкостью садятся на грунтовые аэродромы, чем не может похвастаться ни одна другая региональная машина, выпущенная в последние годы.
Другая уникальная разработка запорожских моторостроителей - двигатель ТВ3-117ВМA-СБМ1В, предназначенный для установки на новые вертолеты или для ремоторизации ранее выпущенных. Он обеспечивает поддержание мощности в условиях жаркого климата и высокогорья до больших значений температур наружного воздуха, чем двигатели ТВЗ-117 предшествующих модификаций, что позволяет значительно улучшить летно-технические характеристики вертолетов.
Система же автоматического управления двигателя позволяет настраивать взлетную мощность в диапазоне от 2000 до 2500 л.с. (в зависимости от типа вертолёта, на который устанавливается двигатель). Мощность двигателя на чрезвычайном режиме для всех модификаций двигателя - 2800 л.с. Конструкция двигателя ТВЗ-117ВМА-СБМ1В выполнена с учетом возможности доработки практически всех модификаций семейства ТВЗ-117 в его профиль с сохранением взаимозаменяемости. Двигатель обеспечивает сохранение высоких летно-технических характеристик вертолетов при установке на них высокоэффективных пылезащитных и экранно-выхлопных устройств.
На стенде ОАО 'Мотор Сич' будет также представлен газотурбинный вспомогательный двигатель АИ-450-МС. Это современный двухвальный вспомогательный двигатель с эквивалентной мощностью 276 кВт, предназначенный для использования на пассажирских самолетах Ан-148 и других летательных аппаратах различного назначения. Главными достоинствами АИ-450-МС является способность расширять диапазон использования машины, сокращать время работы маршевых установок, уменьшать затраты на вспомогательное наземное оборудование и персонал, а также иметь дополнительный источник воздуха и электроэнергии в полете до высоты 12000 м.
Посетители авиасалона 'Авиасвит-ХХI' смогут ознакомиться и с запорожскими двигателями для установки на легкие летательные аппараты. Это, прежде всего МС400 и МС400П. Эти модификации обладают высокой надежностью, топливной экономичностью, устойчивостью к неравномерности по давлению и температуре воздушного потока на входе в двигатель, а также способностью произвольно выходить из помпажа. Все эти эксплуатационные свойства, а также конструктивная простота делают двигатели уникальными.
Не вызывающие вопросов у специалистов тактико-технические характеристики перечисленных силовых установок, востребованных и зарекомендовавших себя в небе, дают право активно осваивать производство новой техники пятого поколения. Правда, перед тем, как преступить к этому важному этапу, необходимо дать адекватную оценку некоторым проектам, замороженным не по вине самолето- и моторостроителей, а в силу нестабильности российско-украинских отношений. Речь, прежде всего, идет об уникальном транспортном самолете Ан-70, серийном производстве Ту-334, которому отдано предпочтение высшими должностными лицами России, а также самолете 'Руслан', чрезвычайно нужном для перевозки крупногабаритных грузов. Нет сомнений, что вопросы о серийном производстве этих машин будут подняты на авиасалоне на самом высоком уровне. На это рассчитывают все - и самолетчики и двигателисты, обладающие всем необходимым для начала серийных работ. Какие решения будут приняты, - покажет 'Авиасвит-XXI'.