Уже вторую неделю у здания аэропорта работают экскаваторы. "На этом месте будет новый терминал — трехэтажное здание с вместимостью 650 пассажиров в час, — говорит архитектор Александр Саратов. — На первом этаже — пассажирский зал, зал прибытия, кафе, кассы, багажные отделения, санузлы, на втором — административные помещения, залы для транзитных и международных пассажиров. На третьем — залы для отбывающих, комнаты досмотра, службы безопасности, ветеринарного и фитоконтроля". Здание высотой в 14,5 метра планируют возвести за два года. Сейчас работы только начались — вырыли котлован размером 125 на 75 метров. "Сейчас мы выводим коммуникации — заменяем изношенные трубы, укладываем кабель и расширяем возможности системы под большое здание, — рассказал Александр Саратов. — А к зиме подготовим котлован под новый фундамент".
Сейчас рабочие разбирают и старую постройку бывшей медсанчасти, неподалеку от центрального здания. "Постройка уже давно не используется из-за аварийного состояния, — говорят сотрудники аэропорта. — Здание просто разрушалось".
По словам разработчиков проекта, фундамент нового терминала начнут заливать уже поздней осенью. Строители говорят, что заливать цемент можно и при 8 градусах ниже нуля. "Для этого к арматуре присоединяют провода, которые действуют по принципу спирали в электрической печке, — говорят строители. — Цемент будет подогреваться и быстрее застывать". Зимняя стройка буде недешевым удовольствием. "Подогрев" удорожит стоимость работ примерно на 5-7%. На начало работ планируют пригласить священника, чтобы освятить строительство терминала.
Главной проблемой, по мнению архитектора Игоря Лаврентьева, станет то, что к новому аэропорту будет не слишком удобный подъезд. "Было бы намного удобнее, если бы оба корпуса построить справа, — говорит Игорь Николаевич. — Тогда был бы удобным и широким подъезд прямо с проспекта. Это была бы настоящая магистраль. Но там построили девятиэтажку, поэтому второй корпус там не уместить".
Авторы проекта планируют расширить ул. Аэрофлотскую и пр. Гагарина, а для ликвидации пробок на повороте к Симферопольской трассе увеличить количество полос.
Проект реконструкции взлетно-посадочной полосы пока что окончательно не утвержден. Архитекторы планируют удлинить ее на 250 метров, чтобы принимать самолеты, летающие на расстояние 4-5 тыс. км. Сейчас ее длина 2200 метров. Последний раз покрытие полос ремонтировали в 1995 году.
ЗДАНИЕ СО ШПИЛЕМ – КАК ПРИ СТАЛИНЕ
Харьковский аэропорт открыли в 1954 году по типовому проекту, разработанному московским НИИ "Аэропроект". Этот же проект затем применили во Львове, Екатеринбурге, Челябинске и других городах СССР. "Здание со шпилем — типичное здание сталинской эпохи, — говорит архитектор Игорь Лаврентьев. — Оставляют его, потому что оно считается памятником архитектуры, хотя я лично его таким не считаю. По нынешним меркам называть его аэропортом смешно".
Здание со шпилем капитально ремонтировали в 70-х гг., а затем неоднократно расширяли пропускную мощность. В генплане города, разработанном в конце 70-х — начале 80-х годов было предусмотрено строительство нового аэропорта в районе пгт Полевая Дергачевского района, что в 30 километрах от Харькова. Аэропорт планировалось связать с городом скоростной автомагистралью. В конце 80-х годов началось строительство взлетно-посадочной полосы, но с распадом СССР работы были прерваны, и Дергачевский район остался без аэропорта.