Сродни космонавтам и шахтерам
Попасть в здание Донецкой дирекции «Аэроруха» непросто. Закрытый режимный объект охраняют люди в форме на КПП, металлические двери и система спецпропусков. Надежней всего защищен зал УВД. В подобных мерах - ни грамма рисовки, лишь строгая необходимость, ведь если небо лишится своих глаз и ушей на земле, его охватит настоящий хаос.
- Профессия авиадиспетчера считается одной из самых вредных, - улыбается Ольга Мормиль, помощник директора Донецкого РСП «Украэрорух» по социально-бытовым вопросам.
Мой гид по лабиринтам здания знает, о чем говорит: Ольга Николаевна стала первой дончанкой, освоившей мужскую специальность. Она отдала ей 29 лет, а после выхода на пенсию продолжила трудиться инструктором тренажера.
В 1991 году Минздрав СССР включил авиадиспетчеров в категорию профессий с самой высокой психологической и стрессовой нагрузками наряду с космонавтами, водолазами, шахтерами. На них возлагается огромная ответственность, к ним предъявляются очень жесткие требования. В Украине этой специальности обучают в Кирово-градской летной академии. Начальное обучение проходит на протяжении трех-четырех лет, повышение квалификации проводится раз в два года. Обязательное требование - хорошее знание английского языка. Авиадиспетчер регулярно проходит врачебно-летную экспертную комиссию по аналогии с пилотами гражданской авиации. По психоэмоциональной нагрузке эта профессия - в числе наиболее опасных и ответственных, связанных с техникой и человеческими жизнями. Неудивительно, что именно у нее одни из самых высоких в мире имидж, авторитет и социальный статус.
С небом в контакте
Дончанин Виталий Куликов «разводит» и направляет самолеты уже четверть века. Пять лет назад мог уйти на заслуженный отдых, но не захотел. Он влюблен в свою профессию и полностью опровергает слух, что в авиадиспетчеры идут те, кого не приняли в летчики.
- Я с детства мечтал об этой специальности, - говорит Виталий Викторович. - Моя мать работала администратором в аэропорту, а отец занимался физподготовкой летного состава. Неудивительно, что я бывал не только в самом аэропорту, но и за его кулисами. Помню, когда впервые попал в зал УВД, то словно загорелся: мониторы, непонятные приборы, техника... Мне захотелось научиться всем этим владеть.
- Какими качествами должен обладать человек, решивший стать авиадиспетчером?
- В первую очередь, крепким здоровьем и железными нервами. Впасть в панику - значит подвергнуть риску жизни сотен людей, поэтому при любых, даже самых критических ситуациях необходимо уметь сохранять спокойствие. Обязательно наличие острой, тренированной памяти и умения прогнозировать. Авиадиспетчер всегда должен быть на шаг впереди реальности, ему нужно не только держать в уме массу цифр, данных, характеристик, но и уметь всё просчитывать наперед.
- А как ваш нелегкий труд влияет на личную жизнь?
- Положительно. Благодаря своей профессии я отыскал свою вторую половинку. В 1986 году из-за проблем с полосой нас временно перенесли на полеты в Мариуполь. Там я и встретил свою любовь - Анжелу. 20 августа мы отметили двадцать лет семейной жизни.
- Что вы все-таки находите в этой профессии? Вот летчики пилотируют самолеты, это красиво и романтично. А вы сидите за пультом, на мониторе - сухие цифры и графики. Неба не видно...
- Не видно, но мы с ним в контакте! Есть такая поговорка: «Если летчик летит на одном самолете, то диспетчер - на всех десяти сразу». Это действительно так. За сухими цифрами и графиками - живые люди, и мы их чувствуем. Представьте себе оживленные трассы, которые проложили по небу. Они пересекаются, поворачивают. И по ним с громадной скоростью несутся лайнеры. Без нас они словно слепые котята... Романтики тут, возможно, и нет, зато есть ответственность. Громадная. Вот за нее-то мы все и любим нашу работу!
В сутки - 50 лайнеров!
Небо над Донецком контролируют 80 авиадиспетчеров. С 1972 года на этой должности побывало всего пять представительниц прекрасного пола. Ежедневно диспетчер «пропускает через себя» около пятидесяти самолетов. На экран его монитора каждые полчаса поступает свежая информация от метеорологов. Рабочая смена - восемь часов. Представители этой профессии имеют право уйти на пенсию после 20 лет стажа, но, как правило, все они остаются. В Донецке сформировались уже четыре трудовые династии.