31.10.08 

ImageГлава Госавиаадминистрации Украины Александр Давыдов рассказал «Сегодня» о том, сколько получают водители лайнеров и почему у нас так дорого летать.  

— Как украинские аэропорты готовятся к Евро — 2012?

До конца года от немецкой компании «Аэропорт Консалтинг Партнерс» (Германия) мы получим план, касающийся девяти главных воздушных ворот страны, включенных в систему Евро-2012. Это два киевских аэропорта — «Борисполь» и «Жуляны», а также Одесса, Донецк, Днепропетровск, Львов, Харьков, Луганск и Симферополь. Аэропорт «Запорожье» рассматривается как запасной для Донецка, Днепропетровска и Харькова, на него тоже пойдут бюджетные деньги.

Согласно плану, аэропорт «Борисполь» будет транзитным аэропортом-хабом, через него будет идти поток транзитных пассажиров (до 2012—2014 гг. там должны появиться три новых терминала), аэропорт Харьков будет связан с Европой, Россией и возможно, Ближним Востоком, иногда напрямую, иногда через «Борисполь». Аэропорты Донецк и Днепропетровск расположены рядом, однако они охватывают большую численность населения, поэтому у них будет большая роль во внутренних перевозках (до 30—50% пассажиропотока внутри Украины) и также в подстыковке с «Борисполем». Программа покажет, будет ли увеличиваться пассажиропоток между Украиной и Европой, нужна ли в «Борисполе» третья взлетная полоса, сможет ли Донецк, где строят сейчас мощную взлетную полосу, стать восточным грузовым хабом, можно ли из аэропорта «Узин» сделать логистический узел для грузоперевозок.

Планируется строительство в «Борисполе» железнодорожной станции до 2012 года, которая будет связывать аэропорт с Дарницким вокзалом, а в перспективе и с аэропортом «Жуляны» и метро. Кроме того, я надеюсь, будет изменена система доставки пассажиров в Борисполь, нам нужен нормальный автобусный перевозчик и нормальные такси.

— «Бомбил» аэропортовских разгоните?

— Это просто мафия, водители тянут пассажиров за руку к автомобилю. Это нужно передать в частные руки через тендер, в том виде, как это сейчас происходит, это портит имидж страны.

— Какие лоу-кост авиакомпании собираются появиться в Украине в ближайшее время?

— Со стороны самых крупных перевозчиков лоу-кост, таких, как Ryanair и Easyjet, интерес к нашему рынку есть, они хотят начать летать к нам в преддверии Евро-2012. Easyjet уже готова с нами встречаться и проводить переговоры по полетам в Украину. В следующем году компания Germania Express будет выполнять рейсы из Харькова в Дюссельдорф. Кроме того, «Эйр Арабия» собирается к летнему расписанию-2009 создать в Украине компанию, которая будет летать на внутренних рейсах и в Европу на новых самолетах А-320.

В этом году будут переговоры еще с тремя низкобюджетными авиакомпаниями, названия которых я назвать пока не могу. Но тут возникает вопрос регуляции рынка, если к нам начнут летать иностранные компании, а наши летать не будут, то деньги наших граждан и налоги будут уходить за границу.

— Да мне как пассажиру, знаете ли, это абсолютно все равно, я хочу летать дешево!

— Государству не все равно. Мы хотим, чтобы они основывали в Украине свои компании, чтобы они выполняли социальные полеты в Украине, рейсы, где прибыль не так высока или вообще отсутствует. Пока наш рынок не совсем открыт, но мы готовимся к тому, чтобы либерализировать его полностью к 2012 году. В 2009 году Украина подпишет соглашение об «открытом небе» между Украиной и Европой, однако оно будет предусматривать переходный период. Если мы сразу откроем воздушное пространство, то учитывая монопольное положение некоторых наших компаний, они вряд ли смогут выдержать конкуренцию.

— Но с тех пор как рынок в Европе кардинально изменился, прошло уже 7—8 лет, цены на перелеты значительно упали, могли бы приготовиться...

— У них нет сильных конкурентов внутри страны, мы далеко не первые в сервисе, и конечно, цены очень высоки. Но мы ожидаем, что на украинский рынок придут игроки с серьезными финансами. Одна только компания Виззэйр, которая пришла на украинские внутренние маршруты, заставила «Аэросвит» и «МАУ» снизить цены из Киева в направлении Львова, Симферополя и Одессы на 30—40%. Без конкуренции никто не будет вкладывать деньги во флот и сервис. Украине нужны еще минимум 2—3 компании, одна с небольшими самолетами, которые бы мотались между городами каждый час как авиатакси, и еще две, соединяющие крупные города Украины и составляющие конкуренцию традиционным перевозчикам на международных линиях не только в Европу, но и в Россию.

— А пилотов хватит на всех?

— Дефицит пилотов на украинском рынке — 450 человек, а мы выпускаем в год не больше десятка. Кроме того, летный состав стареет. При этом три наших учебных заведения работают по старым программам — печатают пилотов на АН-24 и на ЯК-40, а это никому сейчас не надо. У них нет самолетов, и учиться толком практически невозможно. Кроме того, есть огромный дефицит аэродромных специалистов, в прошлом году выпуск составил три человека, и это на 33 наших аэропорта.

— Какая у пилота зарплата, она сравнима с европейской?

— В «Аэросвите» и «МАУ» это сейчас 5000—6000 долларов, в «Виззэйр» около 7000. Это не меньше, чем в Европе.

ЛЕТЧИК, БИЗНЕСМЕН, ЧИНОВНИК. Александр Давыдов родился в г. Актюбинск (Казахстан). Закончил в 1984 году летное училище, пилот гражданской авиации. Водил ЯК-40 в качестве второго пилота, был командиром Днепропетровского авиаотряда, потом главой правления компании «Днипроавиа», главой правления «Авиалиний Украины». Депутат Киеврады. Говорит, что, садясь в самолет, не смотрит на авиакомпанию, а смотрит на модель лайнера. Предпочитает А-320 и «Боинг-737-800».

Джерело Сегодня   Автор: Евгений Ихельзон