11.11.08 
Тема авиастроения стала одной из центральных на прошедшем 21-23 октября в Киеве экономическом форуме «Украина – Россия: сотрудничество в инновационной и инвестиционной сферах». Учасники форума посетили АНТК им. О.К. Антонова, где состоялось обсуждение существующих и перспективных совместных проектов в области авиации.

Посол РФ Виктор Черномырдин, выступая перед участниками встречи, высказал уверенность в успешной реализации совместных программ в этой отрасли. «Вместе мы строим Ан-148, уже начинаем летать», – отметил он, имея ввиду начало эксплуатации лайнера.

По мнению господина Черномырдина, перспективным является и проект возобновления серийного выпуска сверхтяжелого грузового самолета Ан-124.

«Я думаю, что будет решен вопрос и по Ан-70. Он нужен не только военным, но и гражданским», - подчеркнул Виктор Степанович. При этом он отметил, что лучшего в классе военно-транспортных самолетов короткого взлета и посадки нет даже в проектах. Это мнение поддержал президент Киевской ТПП Николай Засульский. Он напомнил, что в проект уже вложены огромные средства, а для завершения разработки и испытаний самолета требуется всего около 100 млн долл.

Научная и производственная база антоновцев впечатлили старшего вице-президента ТПП России Бориса Пастухова. При этом он ответил: «Мы почувствовали глубокую заинтересованность украинских авиаконструкторов в расширении сотрудничества. От этого экономически выиграют и Украина, и Россия». По его словам, при ТПП РФ действует комитет по сотрудничеству в авиастроении и космической отрасли. «После возвращения мы предложим рассмотреть на этом комитете вопрос по расширению взаимодействия с Украиной», - сообщил он.

Пастухов подчеркнул, что «в то время, когда в России практически «рухнули» несколько КБ по проектированию гражданских самолетов, сотрудничество с АНТК Антонова чрезвычайно важно и перспективно».

Как бы в подтверждение этих слов генконструктор АНТК Дмитрий Кива поделился с делегатами форума информацией с недавнего совещания в Минтрансе РФ. По данным российской стороны, на самолеты «Ан» приходится около 30% парка гражданской авиации России. «Мы сопровождаем самолеты «Антонов», работающие в РФ. У нас с Россией множество совместных проектов. «Аны» производятся на 5 серийных заводах страны. В различных программах по кооперации заняты от 130 до 180 российских предприятий», - добавил генконструктор.

Борис Пастухов в свою очередь пообещал, что ТПП будет содействовать привлечению украинских партнеров к реализации программ российской «Объединенной авиастроительной корпорации». Для развития авиастроения в России и Украине, по его мнению, необходимо сотрудничество государства и частных инвесторов. «Это такая отрасль, где важно частно-государственное партнерство. Государство одно не поднимет эту махину, как и бизнес», - резюмировал он.

Но если Россия уже начала движение по этому пути, то в Украине пока идут окольными путями. Государственная форма собственности большинства украинских авиационных предприятий накладывает на них ряд ограничений в реализации совместных с иностранными партнерами программ. В частности, они не могут создавать совместные предприятия и пользоваться средствами частных инвесторов. К тому же процесс развития тормозится попытками создания неэффективных объединений внутри отечественного авиапрома. Последнее, или, как принято говорить в авиации, крайнее из них -

Государственный концерн «Авиация Украины» - так и не выполнил возлагавшиеся на него функции.

Ведь одна из основных задач объединения заключалась в стабилизации ситуации на проблемных предприятиях – Киевском и Харьковском авиазаводах, предложению новых перспективных проектов. Но погасить долги по зарплате на Харьковском авиапредприятии удалось только после вмешательства Минпромполитики во главе с Владимиром Новицким и смены руководства предприятия.

Хуже ситуация на киевском авиазаводе. Несколько раз коллектив предприятия планировал проводить акции протеста, так как не получал зарплаты. Но в последний момент уговорами и обещаниями конфликт удавалось не переводить в открытую фазу. При этом никто в госконцерне не занимался рестуктуризацией долгов заводов, их реформированием и поиском инвестиций.

Не может похвастать концерн и новыми программами. Широко разрекламированный проект на несколько сот миллионов долларов с участием австрийского инвестфонда по возобновлению производства самолета Ан-124 оказался фикцией. Похоже, его участники даже не поняли, где планируется наладить сборку машин: в Киеве или где-то в Австрии.

Реализация меморандума о сотрудничестве между «Авиацией Украины» и российской «Объединенной авиастроительной корпорацией» проходит только в части ранее запущенных совместных проектов – Ан-140, Ан-148, Ан-124. При этом, концерн не принимает в них никакого практического участия. Казалось бы, достаточно факторов, чтобы принять решение о ликвидации этой структуры.

В создавшихся условиях Минппромполитики рассматривает возможность нового объединения четырех самолетостроительных предприятий: киевского «Авианта», ХАЗа, 410-ого авиаремонтного завода и АНТК им. Антонова как ведущей научной и конструкторской организации в виде хозяйственной корпорации.

Главное – обеспечить возможность нормальной работы, вывести авиапром из кризиса. Действующий концерн показал свою полную несостоятельность, поэтому нужны волевые решения министерства и скорейшая ликвидация паразитарной надстройки над предприятиями. Чем быстрее Украина это сделает, тем быстрее можно рассчитывать на хорошие результаты и надеяться на то, что наше государство останется одним из немногих в мире, где развивается такая престижная отрасль, как самолетостроение.

Джерело 4post.com.ua   Автор: Ігор Левченко