26.11.08 
Самолеты украинскому государству уже вроде бы и не нужны. Так же, как и люди, которые ремонтируют и модернизируют отечественную авиационную технику.

— Государственное предприятие 410-й завод гражданской авиации является рекордсменом задолженности по заработной плате, — говорит главный специалист отдела соблюдения законодательства о труде Главного управления труда и занятости КГГА Юрий Ботвинко.

Вчера управление проводило на предприятии проверку соблюдения законодательства о труде. Гендиректора на месте не оказалось, поэтому инспектору пришлось общаться с представителями бухгалтерии. Журналистов на предприятие не пустили вообще. Так что о ситуации пришлось расспрашивать простых работников завода — прямо на проходной.

— Зарплаты здесь не видели с июля, — рассказал слесарь с 37-летним стажем Михаил Владимирович. — Когда государству было плохо, мы его выручали. А теперь государство на нас наплевало, — грустно улыбается мужчина. — Я работаю слесарем в механосборочном с 1971 года. До сих пор проблем с зарплатой не было. Теперь живу или, скорее, выживаю за счет пенсии. У нас вообще остались на предприятии одни пенсионеры — зарплату не платят, молодежь работать не идет. В отделе кадров — стопка заявлений на увольнение. А когда и мы уйдем, кто останется? Заказы есть — работать некому. Если раньше в нашем цеху было 60 клепальщиков, сегодня осталось семь. Администрация у нас тоже не засиживается — с мая третий руководитель. Все делается для того, чтобы довести завод до ручки и тихонько приватизировать. Здесь огромная территория — лакомый кусок.

Кроме производственных цехов, предприятие имеет аэропорт, гостиницу, базу отдыха на Черниговщине и даже вертодром в Ялте. Но выгоды от этого богатства простые работники почему-то не получают. Как и честно заработанных денег.

— Народ весь обижен, озлоблен, — говорит бригадир электромеханического отдела Леонид Грищенко. — Мы писали о ситуации городскому голове Киева, от него ответ пришел: до 20 числа предприятие рассчитается по зарплате за июнь—июль. Две недели назад три цеха получили деньги за июнь. Остальные — ничего! Ходили мы и к директору, и в профком, там говорят: «Денег нет!». И банки нам кредитов не дают... В 1990-х годах во всей стране было тяжелое положение, а наш завод выживал и зарплату платил. А теперь что?!

Без государственного вмешательства проблему не решить, — уверены в КГГА. Задолженность на предприятии возникла еще в июле. «К тому времени завод задолжал работникам более 2 миллионов гривен, —вспоминает Юрий Ботвинко. — В ноябре эта сумма выросла более чем до 7,5 миллиона гривен. 10 июля наше управление уже проводило на предприятии проверку соблюдения законодательства о труде. Тогда выявили ряд нарушений — в частности, 97-й статьи Кодекса законов о труде. А именно — непервоочередные платежи. Во-первых, были проплачены кредиты на сумму свыше 5 миллионов гривен, а во-вторых, профинансированы некоторые другие услуги на сумму более полутора миллиона гривен. За период с июля по август общая сумма непервоочередных платежей достигла свыше 10 миллионов гривен. О результатах проверки КГГА сообщила в прокуратуру и Минпромполитики, которому подчиняется предприятие. Однако воз и ныне там.

Джерело Голос Украины   Автор: Анна ЛУКАНСКАЯ