28.11.08 

ImageВ дельтаклубе ХАИ «Икар» можно не только заняться спортом, но и назначить свидание в воздухе. Недавно здесь появился двухместный дельтаплан. Небо не терпит тех, кто летает ради забавы. Дельтаклуб ХАИ «Икар» - единственный из пяти харьковских дельтаклубов, который «дожил» до нашего времени, а существует он с 1976 года. Остальные не выдержали трудных времен и развалились. Ежегодно в «Икар» приходит около 40 новобранцев, но остаются немногие – только те, кто действительно неравнодушен к небу.

Алексей Тиховский работает инструктором клуба на протяжении многих лет. Через его руки прошли десятки пилотов, которые сейчас учат летать других, выступают на чемпионатах Украины и других соревнованиях. По словам Тиховского, в этом спорте привлекает, с одной стороны, возможность летать, а с другой - независимость дельтапланериста от многих ограничивающих и сдерживающих факторов.

- У нас не задерживаются те, кто приходит просто повеселиться, «проветриться». Народ быстро понимает, что тут не «катаются», тут нужно заниматься, тренироваться, а еще и строить дельтапланы. А это дело непростое, - говорит Алексей.

Для Алексея Воронькова, одного из лучших пилотов дельтаклуба, полеты - в первую очередь спорт.

- Я с детства хотел летать. Самолеты - дорого, парапланы – медленно. Сразу хочу сказать, что мы летаем не ради экстрима. Небо не терпит тех, кто поднимается в воздух развлечься, - говорит Алексей.

Что касается необходимой дельтапланеристу физической подготовки, достаточно просто иметь нормальное здоровье. Довольно трудно бывает людям крупной комплекции, но из ситуации пытаются выйти, подобрав пилоту оптимальный по габаритам дельтаплан.

- Лишь бы человек имел нормальную реакцию, не был заторможенным, мог себя правильно вести в воздухе, - подчеркивает Тиховский.

10 - 12 летных дней дают возможность новичку-дельтапланеристу уверенно стартовать, лететь, садиться.

С мотором и дурак сможет

Летают икаровцы каждые выходные. Конечно, если погода подходящая. Дельтаплан, весящий 28 - 35 кг, привозят обычно на автомобиле, хотя можно и на автобусе, и собирают уже на месте. Подняться в воздух на дельтаплане можно двумя способами: либо с помощью буксировки, либо с возвышенности. Учебные полеты клуба в основном проходят на дельтадроме в Черкасской Лозовой, который пилоты называют между собой «Дальние бугры». Еще есть «Ближние бугры» - возле автогоночной трассы недалеко от окружной дороги. Хвалят также летные склоны в районе села Цуповка над речкой Лопань.

- Кроме того, по всей Харьковской области мы отыскали дороги длиной два и больше километра, на которых мы буксируем дельтапланы. Это дороги в районе села Довжик Золочевского района, села Кутузовка, возле трассы на Старый Салтов.

Возможности у дельтапланов большие: можно преодолеть десятки километров, а иногда и сотни. Например, от села Довжик молодые пилоты добирались до Ольшан и Люботина, а из Кутузовки летали за Старый Салтов. С высотой тоже все в порядке. Средняя - полторы тысячи метров, но иногда удается приблизиться к трем. Доступны дельтапланеристам и фигуры высшего пилотажа, в том числе мертвая петля.

- Мы иногда говорим: с мотором и дурак летать может, а без мотора… - объясняет Алексей Тиховский.

«Там воздух чище»

По словам профи, самое главное в полете - иметь представление о том, где будешь приземляться. Это должно быть ровное место. Лучше избегать лесных массивов, крупных населенных пунктов, обширных водоемов, потому что при посадке в лесу пострадать может не только дельтаплан, но и пилот. Кроме того, при парящем полете, особенно при обработке восходящего потока, нужно всегда смотреть по сторонам на 360 градусов, чтобы не столкнуться с другим пилотом.

Рекорд Алексея Воронькова – высота 2800 метров.

- Чем выше, тем лучше: и тебе виден мир, и ты понимаешь, что все земное ничтожно. Чем еще хорош полет – в нем никогда не возникает плохих мыслей, - считает Алексей.

- Мне просто всегда интересно летать, я, в общем-то, не очень эмоционален, - говорит инструктор Алексей Тиховский. - Просто нравится набирать высоту, преодолевать расстояния, дышать этим воздухом. Там воздух чище, но там об этом не думаешь.

Есть в дельтаклубе и девушки. Одна из них, Таня Тарасевич, - выпускница педагогического университета, раньше занималась в областном дельтапланерном клубе, а когда он распался, перешла в «Икар».

- Страх, конечно, есть. Но очень многое зависит от погоды: когда погодка не очень - и дельтаплан неуверенно летит, и сам ты нервничаешь. А вообще мне очень нравится, это ни с чем не сравнимо.

Дельтаплан для влюбленных

Для того чтобы построить дельтаплан, нужно немного - слесарное умение и знание чертежей. Теоретически выпускник механических специальностей ХАИ сможет его построить. Но при наличии ресурсов летательный аппарат можно и купить. Интересно, что производство дельтапланов – чуть ли не единственная отрасль, в которой Украина «впереди планеты всей». Делает их киевская фирма, основатели которой - выпускники ХАИ и бывшие пилоты дельтаклуба «Икар». Стоят учебные дельтапланы порядка 2 тысяч евро, спортивные тренировочного класса - от 2,5 и аппараты для «завоевания превосходства в воздухе» - около 4 тысяч евро.

Дельтапланы же, сделанные студентами ХАИ, обходятся гораздо дешевле – ребятам помогает институт, который покупает ткани и трубы.

А недавно в дельтаклубе появилась уникальная возможность подниматься в воздух вдвоем. Еще в 1998 году той же киевской фирмой был построен первый двухместный дельтаплан – тандем. Увы, тогда он был признан слишком маленьким. Площадь обычных дельтапланов 14 - 16 кв. м, а у этого, рассчитанного на двоих, - 19 кв. м, и в процессе его испытаний стало понятно, что на нем хорошо летать или одному, но очень крупному пилоту, или двум, но легким.

Впоследствии тандемы стали делать гораздо больше, а первый пробный экземпляр подарили харьковскому «Икару».

- Мы его довели до ума, несколько переработали, изменили профилировку, улучшили управляемость, устойчивость, - рассказывает Алексей Тиховский. - В течение  прошедшего года летали по одному, но с большим грузом в виде автомобильного колеса, которое перед посадкой сбрасывали, а в прошедшее воскресенье облетали тандем уже вдвоем. Мы оборудовали этот аппарат шасси, посадка на которое дает возможность увеличить вес пилотов. Минимальное маневрирование показало положительный результат. Теперь нас интересуют буксировка, маневренность и управляемость в парном варианте.

Первые впечатления от полетов уже есть. Татьяна Тарасевич опробовала тандем, но пока что сама.

- Очень понравилось. Хочу со своим парнем попробовать, будут вдвойне приятные ощущения и впечатления.

Харьков - чемпион

Очаги дельтапланеризма есть во многих городах Украины Киеве, Феодосии, Одессе, Донецке, Днепропетровске, но харьковский «Икар» стабильно держит вторые места после Киева в конкурсах и чемпионатах. Это судьба вузовского клуба – ковать кадры для других. Учлеты становятся пилотами и уезжают в другие города.

Джерело КП   Автор: Юлия ЗИНЧЕНКО