Председатель городской общественной организации «Авиационно-спортивный клуб «Дельталет» Михаил ОвчинниковГородская общественная организация «Авиационно-спортивный клуб «Дельталет» существует с 1988 года, в настоящий момент ее списочный состав насчитывает 30 любителей сверхлегкой авиации: дельтапланов, парапланов, мотодельтапланов и сверхлегких самолетов.
К полетам самолетов Севастопольского авиационно-спортивного клуба (АСК) — большого биплана Ан-2, с которого прыгают парашютисты почти каждые выходные на аэродроме в Юхариной балке, и легким пилотажным Якам, накручивающим головокружительные фигуры над Сапун-горой, горожане уже привыкли. Но все чаще над горами у Балаклавы, сел Терновка и Оборонное парят разноцветные крылья парапланов и дельтапланов. А то и двухместный маленький вертолет прострекочет над бухтой Омегой, или стайка легких самолетов из других стран пролетит над Севастополем.
Прошли времена, когда никто не мог иметь собственные летательные аппараты (ЛА). Приобщиться к прыжкам с парашютом, полетам на планере или пилотажном самолете можно было только в системе Добровольного Общества Содействия Армии, Авиации и Флоту — ДОСААФ. В советском Уголовном кодексе была статья за нарушение воздушного кодекса: под запретом было право самостоятельно подняться в воздух на фюзеляжном ЛА. Под эту самую статью в шестидесятые годы чуть было не попал житель Инкермана, сделавший попытку взлететь на самодельном одноместном деревянном планере. Эксперимент не удался, зато парню нанесли визит милиционеры, которые порезали ножами полотно, обтягивающее крылья, пригрозив, что следующая попытка полетать закончится в тюрьме.
Сегодня в Севастополе проживают два владельца самолетов АН-2 и шесть обладателей мотодельтапланов. Есть и обладатели двух- и семиместных самолетов и даже вертолета.
Частная авиация перестает быть экзотикой и становится определенным образом жизни, у которого две грани — романтическая и коммерческая. Романтическая определяется невыразимым восторгом полета, ощущением свободы и красоты, а коммерческая — затратами, которые несет владелец ЛА: топливо, стоянка, обслуживание, регистрация, услуги разрешительной системы и прочее... К примеру, сверхлегкий самолет стоит от 30 до 70 тысяч евро.
Михаил Овчинников, председатель городской общественной организации «Авиационно-спортивный клуб «Дельталет», пилот-инструктор мотодельтаплана, по поручению Всеукраинской Ассоциации «Аэроклуб Украины» выполняет обязанности общественного инспектора по безопасности полетов в АР Крым. Он говорит, что в Украине любой гражданин может иметь ЛА, может его зарегистрировать, получить удостоверение пилота и летать на законных основаниях. При этом законодательство Украины благоприятнее, чем в других странах СНГ. Существуют определенные сложности для оформления коммерческого использования частного ЛА, но при достаточной настойчивости их можно преодолеть. Мотодельтапланы уже много лет используются в сельском хозяйстве, для аэросъемок и для развлечений туристов. Увы, не всегда эти хорошие начинания оформляются должным образом. Поэтому М.Овчинников рекомендует, когда вам захочется острых ощущений, поинтересуйтесь у пилота его удостоверением, регистрационным номером на ЛА, и обязательно наличием действующей страховки места пассажира и на возмещение ущерба третьим лицам — это тот минимум, который должен иметь любой пилот.
Спрос на воздушные прогулки определяют в основном женщины и дети: как констатируют инструкторы-пилоты, мужчины обычно боятся подниматься в воздух, предпочитая выпить пива в приятной компании. Пятиминутный полет стоит 150 гривен, десятиминутный кайф обойдется в 250. Инструкторы обычно не катают свыше указанного срока: как правило, за это время человек уже получает свою дозу адреналина и не стремится к большему.