Вместе с тем, год начался вполне успешно для национальных авиаперевозчиков. По данным Госавиаадминистрации, только за девять месяцев текущего года пассажиропоток в Украине составил почти 5 миллионов человек, что равно показателю за весь 2007 год. "В этом году на украинский рынок пришла первая низкобюджетная компания – Wizz Air, большее количество граждан получило возможность летать", – заявил глава Минтранса Иосиф Винский.
В то же время, мировые авиаперевозчики последние несколько месяцев терпят убытки. В сентябре, по данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), пассажиропоток в мире упал на 2,9% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. "Даже благоприятного известия о том, что нефть подешевела почти вдвое, недостаточно, чтобы компенсировать последствия снижения спроса",– отмечал генеральный директор IATA Джованни Бизиньяни. По его словам, убытки индустрии в этом году могут превысить сумму в 5,2 миллиарда долларов, которую ранее прогнозировала ассоциация.
По данным IATA, европейский рынок пассажирских авиаперевозок сократился на 0,5%, однако Европейская ассоциация авиаперевозчиков (AEA), в которую входят 35 крупнейших европейских авиакомпаний, объявила, что в сентябре пассажирооборот членов ассоциации снизился на 1,1%, в то время как еще в августе вырос на 1,6%. Эксперты AEA указывают, что это первое падение уровня пассажирооборота с 1980-х годов и оно обусловлено экономическими факторами. "Мы полагаем, что в ближайшем будущем показатели не улучшатся", – говорит генеральный секретарь AEA Ульрих Шульте-Штратхаус.
Украинские авиаперевозчики отмечают, что уже начали ощущать снижение спроса на свои услуги. "До сентября объем бронирования авиабилетов рос в среднем на 15% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, – рассказывает генеральный менеджер Amadeus (оператор рынка автоматизированного бронирования авиабилетов) Алексей Муровцев. – Но последние два месяца мы впервые за десять лет говорим о падении пассажироперевозок примерно на 10% ежемесячно".
В первом полугодии количество перевозок увеличилось благодаря росту благосостояния населения, объясняет вице-президент по продажам и маркетингу "Международных авиалиний Украины" Сергей Фоменко. "Но сейчас люди экономят на всем. Наша авиакомпания сократила более 50% чартерных программ", – отмечает заместитель директора по маркетингу и продажам авиакомпании "Роза ветров" Олег Максимов. По прогнозам Amadeus, снижение продаж будет продолжаться, по крайней мере, до марта 2009 года.