Начало начал
РОДИЛСЯ Константин Калинин в феврале 1887 года в Варшаве — на родине матери — и жил в Польше до 1909 года. Экстерном окончил реальное училище, учительский институт. А в 1909-м поступил в Одесское пехотное юнкерское училище и с отличием окончил его через три года. Именно там он впервые увидел полет аэроплана, которым управлял пионер российской авиации Михаил Ефимов. С тех пор Калининым овладело страстное желание летать.
В годы Первой мировой его призвали на фронт. В начале 1916 года он добился направления на учебу в Гатчинскую военную авиашколу и окончил ее в звании военного летчика и чине штабс-капитана. Затем снова фронт, повышение в чине, военные награды, в том числе орден Святого Станислава.
Всей душой принял Калинин Великий Октябрь. В то время судьба занесла его в Киев. Здесь началось его восхождение к вершинам авиастроения. Здесь он встретил людей, сыгравших в его творческой жизни решающую роль. Это были сотрудники и выпускники Киевского политеха Викторин Бобров и братья Иван и Андрей Касьяненко — одни из основателей и самые активные участники созданной еще в 1906 году воздухоплавательной секции при механическом отделении Киевского политехнического института.
Прорыв в авиастроении
В 1923 году Калинина назначили начальником производства киевского авиаремонтного завода “Ремвоздух-6”. Новый руководитель предложил коллегам создать собственный пассажирский самолет. И небольшая группа молодых инженеров и рабочих во главе с Калининым приступила к работе. Новый самолет получил название К-1. В качестве схемы машины был выбран аэроплан с оригинальным эллиптическим крылом, что существенно отличало его от традиционных летательных аппаратов и давало ряд преимуществ: повышалась боковая устойчивость, снижались энергетические затраты двигателя, обеспечивались более высокая скорость и дальность полета. Это был прорыв в авиастроении.
Государственные испытания новой машины провели в апреле 1925 года. Они показали, что самолет соответствует всем необходимым требованиям и пригоден для использования в Гражданском воздушном флоте СССР. Самолет достигал скорости более 160 километров в час и “потолка” в три тысячи метров. К-1 стал первой советской пассажирской машиной, рекомендованной к серийному производству. Десять самолетов К-1 использовались для пассажирских перевозок и аэрофотосъемок до 1930 года.
Осенью 1925-го инженеру Константину Калинину предложили в Харькове должность главного конструктора и начальника производства авиаремонтных мастерских, которые вскоре превратились в первое в СССР Конструкторское бюро гражданского авиастроения под названием “Авиазавод имени Совнархоза УССР”, позже — Харьковский авиазавод. В конце 1927 года в рекордно короткий срок, всего за два с половиной месяца, харьковские авиастроители спроектировали санитарный самолет К-3. В нем были предусмотрены удобные лежачие места для двух больных, пространство для врача и его оборудования, бортовая система водоснабжения с подогревом. С помощью этого аппарата был спасен не один десяток людей, ставших жертвами разных катастроф.
«Идеальный самолет»
ОДНАКО главным в его жизни стал гигантский самолет К-7, который по своим техническим решениям опередил время на много десятилетий. Работа над ним началась еще в 1929 году. При его создании Калинин применил существенные новации, направленные, как он сам писал, “на использование крыла для размещения в нем полезной нагрузки”.
И “суперсамолет” появился. Он фактически являл собой одно огромное крыло размахом в 53 метра и площадью в 454 квадратных метра. Оно имело центроплан (шесть метров шириной, длиной почти 11 и высотой более двух метров), в котором находились помещения для людей и грузов. В консолях крыла располагались 14 баков с горючим. По оси машины чуть вперед выступала рубка для пилотов, штурмана, радиста и старшего механика. “Несли” самолет семь отечественных двигателей.
К-7 проектировался как многоцелевой летательный аппарат. Его пассажирский вариант был рассчитан на 128 мест. Был и военный вариант К-7. Он мог нести почти 17 тонн бомбовой нагрузки или 112 парашютистов в полном вооружении...
Катастрофа
ПОСЛЕ успешной трехмесячной программы испытательных полетов 21 ноября 1933 года случилось непредвиденное. Во время захода на посадку самолет вдруг перестал слушаться руля и врезался в землю. Для Константина Алексеевича эта катастрофа стала тяжелым ударом. Трагедия вырвала из жизни друзей и коллег, с которыми пришлось пройти через трудности и победы. Однако работа продолжалась, и в 1934 году были заложены два обстоятельно модернизированные К-7. Однако вскоре руководство посчитало, что стране уже не нужны сверхмощные машины.
«Жар-птица» вызывала восхищение
БЮРО Калинина, переведенное к тому времени в Воронеж, по заданию Совета труда и обороны СССР работало над созданием многоцелевого военного самолета К-12 по схеме “летающего крыла”. И вот на традиционном авиационном параде в Москве 18 июня 1937 года новая машина вызвала особое восхищение у членов правительства, иностранных дипломатов, авиационных специалистов. Эта дивная “жар-птица” гордо проплыла над трибунами. Фюзеляж причудливо разрисованного самолета выступал за заднюю кромку широкого трапециевидного крыла. Вместо хвоста виднелась кабина-башня кормового стрелка. “Красовалась” пулеметом в прозрачной вращающейся башне и штурманская кабина...
Самолет был запущен в серийное производство, но вскоре работы остановили, “жар-птицу” разобрали. Руководству Авиапрома технические решения Калинина, опережавшие время, показались слишком смелыми и рискованными.
Звезда по имени Константин
НА СЧЕТУ специалистов калининского КБ и другие совершенно фантастические для того времени проекты: самолет-разведчик с “потолком” 11 тысяч метров и бомбардировщик дальнего действия, который должен был нести четыре тонны бомбовой нагрузки на расстояние до восьми тысяч километров. Однако в апреле 1938-го разработки были приостановлены — из-за ареста главного конструктора. Волна репрессий накрыла оборонную промышленность. Шпионами назвали многих друзей и коллег Калинина, оказавшихся в заключении. К счастью, некоторым удалось выжить. Но Константина Алексеевича постигла другая участь.
...В августе 1955-го Калинина посмертно реабилитировали. Астрофизики Крымской обсерватории открыли в 1975 году новую звезду под номером 3347 и в честь выдающегося авиаконструктора присвоили ей имя Константин. В музее КПИ фигура Константина Калинина стоит рядом с другими пионерами авиации и космоса и многими выдающимися киевскими “политехниками”. Его уникальные инженерные решения изучают студенты, ему посвящаются конференции ученых, современных и будущих создателей авиации...