27 апреля 1994 года на шоссе Симферополь — Ялта — Севастополь (11-й километр) рухнул вертолет иностранного производства с пилотом и шестью пассажирами на борту. Все погибли.
Вертолетом управлял настоящий ас. Его фирменной фишкой было зависание вертолета в нескольких метрах от окон «люксов» на верхних этажах гостиницы «Ялта», где проживали клиенты с тугими кошельками. Этот экстрим они же и заказывали, опасный и для пилота, и для них самих. С большой долей вероятности можно предположить, что и во время полета в день трагедии воздушный лихач получил крутой «заказ» пролететь над дорогой на предельно малой высоте. На пути оказались провода линии электропередачи.
В прошлом году воры-«металлисты» содрали закрепленную на подпорной стене рядом с памятной табличкой лопасть вертолетного винта.
Постперестроечная разруха в бывшем СССР не обошла стороной и Ялтинский вертодром, который официально и по сей день именуется филиалом ГП «Завод 410 гражданской авиации». Это госпредприятие расположено в Киеве и занимается ремонтом всех серий самолетов АН. В 2002-м, после долгих лет, в течение которых «вертолетка» (так ее называют ялтинцы) не функционировала, она, наконец, была восстановлена и ожила вновь. Прямо скажем, к определенному неудовольствию жителей расположенных неподалеку домов. Летом раздражение особенно возрастает. Кому понравится шум, создаваемый винтокрылыми машинами? Но в этом случае людям следовало бы знать, сколь слезно и проникновенно просили и даже умоляли заказчики и подрядчики строек согласовать их проекты руководство вертодрома. Об остальных претензиях, касающихся полетов над городом, упомянем позже, а пока обратимся к не такому уж далекому прошлому.
Представьте себе, все начиналось почти полвека назад. 3 марта 1959 года вышло Постановление Совета Министров УССР № 282 «Об организации авиационного сообщения между Симферополем, Ялтой и другими городами Южного берега Крыма». Этим постановлением правительство обязало Украинское территориальное управление Гражданского воздушного флота и Крымский облисполком до 1 июня 1959 года построить в Ялте на холме Дарсан взлетно-посадочную площадку для вертолетов.
Построенный в 1959 году в Ялте вертодром (правда, не на Дарсане) через несколько месяцев отметит свое пятидесятилетие. Все лето 59-го Ми-4 доставляли пассажиров из Симферополя в Ялту и обратно. По указанной воздушной трассе в том году перевезли 100 тысяч(!) пассажиров, в последующие — еще 150 тысяч. В 1960 году в Крыму предполагалось построить 21 взлетно-посадочную площадку. Еще ранее, в 1958-м, советский лидер Н. Хрущев посетил США, где на него произвело огромное впечатление путешествие на вертолете по фермерским хозяйствам. Поэтому во время планирования ответного визита американского президента Д. Эйзенхауэра решили использовать геликоптеры, чтобы показать гостю крымские красоты. Упомянутые выше взлетно-посадочные площадки необходимо было построить до приезда американского президента, а потом использовать их для регулярных полетов.
В 1960-м во время одной из инспекционных поездок правительственных чиновников по местам строительства вертолетных площадок произошел случай, который заставил пересмотреть трассу вертолетного сообщения в Крыму. Группа руководителей решила лететь из Симферополя в Ялту вертолетом. Находясь над Ангарским перевалом, он внезапно потерял управление и начал падать, как сухой лист с дерева…
Только у самой земли пилот Аниченко чудом сумел возобновить управляемость и совершить посадку на небольшое картофельное поле. Когда расследовали происшествие, выяснилось, что вертолет неожиданно попал в зону разреженного воздуха. Такое природное явление, по выводам комиссии, характерно для этого района. Поэтому для обеспечения безопасности трассу до Ялты заменили и проложили ее в небе через район Байдарских ворот. Безусловно, когда вертолет падал, те, кто был на его борту, пережили настоящий шок. У куратора гражданской авиации в Совете Министров УССР Б. Е. Фурмана, который болел хроническим радикулитом, после того полета хворь прошла навсегда.
Со временем себестоимость воздушных перевозок стала значительно превышать цены на билеты. В целом воздушная связь с Ялтой просуществовала 5 лет, за которые было перевезено четверть миллиона пассажиров. Вся же линия вертолетных площадок, за исключением Ялты и Алушты, задействована не была. И в этом решающую роль сыграла политическая обстановка. После инцидента с американским самолетом-разведчиком У-2, управляемым пилотом Ф. Пауэрсом, визит Д. Эйзенхауэра не состоялся, необходимость в немедленном строительстве очередных площадок отпала. Имеющиеся стали использовать в качестве автостоянок.
Остается добавить, что вертолетные площадки предполагалось разместить на территориях Алупскинского парка, Мисхора, Ливадии, Никитского ботанического сада, Гурзуфа, санатория «Золотой пляж», Чайной горки в Ялте, санаториев «Днепр», имени Боброва и Баранова, Массандровского парка и других.
Нужен ли в Ялте вертодром? Вопрос не из разряда банальных. Как рассказал мне его директор, он же заместитель генерального директора «ГП «Завод 410 ГА» Валерий Васильевич Стеценко, в последние годы этот ялтинский филиал киевского госпредприятия был планово убыточным. Годовой минус составляет примерно 300 тыс. грн.
В настоящее время, когда промышленность Украины все глубже погружается в анабиоз, далек от процветания и 410-й завод. От него, головного предприятия, получает зарплату 21 сотрудник вертодрома…
Дальше понятно? Уже полгода ялтинцы в соответствующей ведомости не расписываются. Зато счета за энергоносители и прочие услуги сюда поступают регулярно, в точно указанные сроки. То, что зарабатывается в результате собственных усилий (а это прием и отправка вертолетов), на их оплату и уходит. Пару лет назад здесь, на вертодроме, по классификации высокогорном и единственном в СНГ сертифицированном, вертолеты даже заправляли топливом.
В последний раз это удавалось делать во время страшного пожара в Оползневском лесничестве летом прошлого года (нижний снимок). Тогда на Ялтинском вертодроме базировались четыре Ми-8. Один взлетает, другой садится. Графики полетов были жесткими, как на войне. В помещении для пассажиров пилотов всегда ждали бутерброды и кофе. Угощение немудреное, но в перерывах напряженной борьбы с огненной стихией — в самый раз. Еду и напитки за свой счет обеспечивал вертодром.
— Мы же, как и киевское руководство, хорошо понимали, что в эти дни для Ялты были такими же спасателями, как и летчики, бойцы МЧС, лесники, военные, которые тушили пожар на месте. «Тыловое» обеспечение бесперебойных полетов важно не менее непосредственных действий на линии огня в горно-лесной зоне, — рассказывает Валерий Стеценко (на снимке) — руководитель, умудренный жизненным опытом, быстро соображающий и умеющий принимать оптимально верные решения, внимательный к подчиненным и колючий для недругов. Ему пока удается держать вертодром в жизненном тонусе, сохранять коллектив уникальных специалистов. Разрешает «подработку» в условиях экономического кризиса. «Как может здоровый мужик объяснить семье, что он не может заработать?» Поэтому В. Стеценко идет навстречу всем просьбам и пожеланиям. Здесь его явно любят. И не только люди. Когда приехали на вертодром, к Васильевичу со всех ног кинулась преданная стража площадки — четвероногие Тучка и Бим. Днем они добрые и ласковые. Ночью — поберегись.
Взлетно-посадочных площадок на ЮБК сейчас несколько. В районе гостиницы «Ялта», на территории горно-лесного заповедника и три во владениях хозяев частных особняков. Некоторые — в стадии проектов. Основной вертодром на улице Блюхера часто принимает вертолеты высокопоставленных лиц и олигархов. Стоимость геликоптеров колеблется от нескольких сот тысяч до 8 млн. долларов. Например, цена американского «Робинсона» — 360 тыс. долларов. Есть сведения, что в Киеве, возможно, начнется выпуск легких двухмоторных вертолетов ценой всего по 30 тысяч. Вот тогда в небе над Южнобережьем станет тесновато! Всего-то и дел у пилота: сообщать о взлетах и посадках в Центральный диспетчерский пункт, находящийся в столице Украины. Там получают согласования с погранслужбой, военными, и — в добрый путь на все четыре стороны. Летай где хочешь, но не ниже 300 метров над населенными пунктами. В сторону моря одномоторной машине можно углубляться всего на несколько сот метров, чтобы в случае неисправности двигателя дотянуть до берега на инерционной тяге.
На Ялтинском вертодроме, кроме надежной охраны, есть врач, который проверяет состояние летчиков перед полетами. На остальных площадках полная «свобода». За штурвал может сесть как профессиональный пилот, так и «чайник», т. е. владелец машины, прошедший специальную подготовку, получивший удостоверение на право управления вертолетом, но навыков не имеющий. К тому же без медконтроля в кабину может взобраться и нетрезвый, и заболевший любитель острых ощущений… И кто же тогда на протяжении всего курортного сезона интенсивно барражирует над нашими головами? Не знаете? И никто, по сути, не знает!
Валерий Стеценко считает, что необходимо установить такой порядок, чтобы на ночь абсолютно все вертолеты «парковались» на основной площадке, а днем пусть летают где угодно. Тогда будет обеспечен и технический (с расширением штата), и медицинский контроль. Для этого вертодрому необходимы дополнительные 1,5 га прилегающей земли. Проект его развития уже подготовлен. Естественно, необходимы помощь и содействие местных властей.
Такого же мнения и ялтинец Анатолий Андреевич Тарунтаев, опытный пилот. А киевский летчик ГП «Завод 410 ГА» Валерий Петрович Малинок, практически в одиночку несколько лет назад справившийся на Ка-26 с тутовым шелкопрядом на ЮБК, и вовсе уверен: «Случись любая беда, и Большой Ялте без вертолетов не обойтись. Во всем мире их ценят именно за огромные возможности участия в спасательных операциях любой сложности. Берегите, развивайте свой вертодром. Он еще не раз пригодится!»
Коллектив вертодрома мог бы процветать, получив в пользование парочку Ка-26. Опыт в организации воздушных экскурсий есть.