Стагнация украинского авиапрома достигла своего апогея - за последние два года не выпустила ни одного самолета. Кроме того, хронической болезнью отечественных авиапредприятий стало нарушение сроков поставок самолетов иностранным заказчикам. В это же время чиновники занимались формированием и расформированием различных объедений авиационных предприятий. В 2008 г. особых позитивных сдвигов не произошло, но был обозначен более-менее системный подход к развитию отрасли.
«Сейчас перед авиапредприятиями ставится задача начать производство, стабилизировать его, а также свои финансово-экономические показатели. Для этого есть основания, поскольку сейчас ведутся работы по серьезным контрактам с рядом стран, которые даст возможность получить средства заводам», - говорит министра промполитики Владимир Новицкий.
На данный момент в наиболее худшем положении находится ХГАПП, чуть лучше ситуация на «Авианте» и завод 410 гражданской авиации. «2009 год будет годом стабилизации работы предприятий», - сообщил В.Новицкого. Таким образом, в этом году заводам придется ориентироваться на собственные заработки и транферты из госбюджета.
В 2009 г. бюджетное финансирование авиационной промышленности предусмотрено в размере 500 млн. грн. Характерно, что в 2008 г. объем госфинансирования отрасли составлял 559 млн. грн. В целом, согласно Госпрограмме развития авиационной промышленности Украины до 2010 г., бюджетные дотации на авиапром до 2010 г. должны составить 1,67 млрд. грн.
Впрочем, далеко не факт, что в 2009 г. отрасль получит запланированные 500 млн. грн. Дело в том, что средства предусмотрены в стабилизационном фонде бюджета, который пополняется по мере поступления доходов в казну. На фоне финансово-экономического кризиса и январской «газовой» войны, когда большая часть предприятий страны остановлены, доходная часть бюджета будет пополняться с трудом и, скорее всего, будет расходоваться в первую очередь по социальным программам, а не на проекты в промышленности.
Такая ситуация актуализирует проблему привлечения в отрасль внешних инвесторов. В частности, возможность приватизации пакетов акций предприятий авипрома оговорена в принятой в конце прошлого года Стратегии развития отрасли до 2020 г. «Сейчас государство не может находить большие ресурсы для финансирования работы авиапредприятий. На этих заводах много незавершенных работ по контрактам, и это очень усложняет дальнейшую работу. Поэтому в будущем необходимо создавать структуру, которая была бы прибыльной по сути и могла бы лучше адаптироваться в рыночную среду», - отмечает В.Новицкий.
Напомним, что в 2008 г. правительство создало Государственный авиастроительный концерн «Антонов». В него вошли предприятия, связанные с только авиапромом: проектировщики – АНТК им.Антонова, сборщики – «Авиант», ХГАПП и завод 410 ГА. Перед этим ГАК очистили от «балласта» в виде производителей оборудования. Еще ранее из объединения удалили вертолетостроителей и маторостроителей.
Это ставит перед правительством задачу по созданию акционерной компании в будущем. Поэтому вопрос корпоратизации предприятий является актуальным. Впрочем, в Минпромполитики пока затрудняются назвать сроки. В планах министерства на 2009 г. значится наработка законодательной и документальной базы, в частности, законопроект об особенностях приватизации и корпоратизации авиапрома. «В конце концов, контрольный пакет акций компании, если дойдет дело до приватизации, должен быть у государства», - подчеркивает В.Новицкий. Впрочем, чтобы реализовать эти задумки, необходимо преодолеть множество бюрократических и экономических препятствий, не говоря уже о политической составляющей вопроса.