Никакой альтернативы
Несмотря на то что торги по целостному имущественному комплексу областного коммунального предприятия «Международный аэропорт «Ривне» так и не состоялись, аукционная комиссия приняла решение продать его чешской фирме East Aircraft Services S.R.O. по стартовой цене 72,6 млн грн. (с НДС). Такой безальтернативный выбор покупателя местные власти объяснили тем, что чехи подали единственную заявку на участие в торгах. «Хорошо, что нашелся хоть один желающий купить аэропорт», — сказал в интервью «ДС» начальник Главного управления экономики и инвестиционной политики Ривненской ОГА Игорь Тимошенко. По его словам, инвестор согласился на условия, выдвинутые облсоветом: сохранить профиль деятельности и международный статус предприятия, в течение трех лет вложить в него 10 млн евро, переоформить на себя земельный участок, на котором размещен объект, за два года со дня получения права собственности на имущество.
Не позже 30 календарных дней со дня принятия аукционной комиссией решения о продаже, то есть до 15 февраля этого года, чешская компания обязана зарегистрировать в Ривненской области фирму, которая и подпишет с местным советом договор купли-продажи аэропорта. Документ должен быть завизирован сторонами после внесения покупателем 10% стоимости предприятия и оплаты его долгов, точная сумма которых на сегодняшний день не подсчитана. По словам начальника отдела по вопросам управления объектами совместной собственности территориальных общин области Степана Жданюка, долговые обязательства «Ривного» по состоянию на август 2008 г. составляли порядка 5 млн грн., причем большая часть этой задолженности — перед Пенсионным фондом.
Власти инвестору несказанно рады. Чиновники не скрывают, что решили продать предприятие из-за отсутствия средств на его содержание в региональной казне. Исполняющий обязанности директора ОКП «Международный аэропорт «Ривне» Владимир Шипиль говорит, что в 2007 г. из областного бюджета они получили 680 тыс. грн., а в прошлом — всего 500 тыс. грн. Убытки предприятия составляют 70–80 тыс. грн. в месяц. По словам г-на Жданюка, чтобы аэропорт нормально работал и развивался, ему ежегодно необходимо выделять не менее 1,2–1,5 млн грн.
Аукцион по продаже ОКП планировался на 25 ноября 2008 г. Но тогда желающих поторговаться за этот лот не нашлось, хотя летом местные власти рапортовали, что его покупкой интересуются российские, немецкие и чешские инвесторы. Повторные торги, намеченные на 14 января текущего года, тоже были отменены, поскольку, по словам директора Ривненской товарной биржи Андрея Бучинского, поступила только одна заявка от компании East Aircraft Services S.R.O. Аукционная комиссия вынуждена была воспользоваться запасным вариантом, предусмотрительно предложенным властями: еще в начале декабря прошлого года депутаты облсовета приняли решение о возможности продажи аэропорта по стартовой цене единственному потенциальному инвестору.
Не продешевить бы
Оппоненты властей называют предстоящую сделку «подарком чехам». «Это преступление — во время кризиса обменять огромный хозяйственный комплекс на бумажки, обесценивающиеся с каждым днем», — возмутился источник в облсовете, пожелавший остаться неназванным. Вызывает критику и сумма продажи. Целостный имущественный комплекс международного аэропорта «Ривне» обошелся покупателю в 72,6 млн грн. — при нынешнем курсе гривни к доллару примерно в $9,4 млн. «Если учесть, что стоимость Боинга-737 колеблется в пределах $50–85 млн, сумма сделки смехотворна. Получается, что аэропорт оценили в пять раз дешевле одного самолета», — говорит представитель областного совета, подчеркивая, что новый собственник получит еще и 166 га земли.
Впрочем, первый заместитель председателя облсовета Валентин Королюк утверждает, что сумма сделки вполне адекватна. Оценку стоимости целостного имущественного комплекса ОКП «Международный аэропорт «Ривне» в начале осени прошлого года провело ООО «Нива-Эксперт», и депутаты ее согласовали. Причем, как подчеркивают чиновники, стоимость общежития и земли в эту оценку не входит. Довольны результатами сделки и в ОГА. «Мы не продешевили, — убежден Игорь Тимошенко. — Мы продали здание аэровокзала, технические строения, ангары, но не землю. Вопрос землепользования будет решаться отдельно». Так что неизвестно, на каких условиях чехам достанется участок. Владимир Шипиль также считает, что предприятие продается по приемлемой цене.
А вот бывший директор аэропорта Виктор Якобчук полагает, что лучше было бы передать объект в государственную собственность, как того требует Кабмин. В этом случае думать, где взять деньги на его содержание, депутатам не пришлось бы. Тем более что в прошлом году «Ривне» посетили представители Еврокомиссии и эксперты УЕФА, которые пришли к выводу, что он может стать резервным для львовского: взлетно-посадочная полоса в хорошем состоянии и способна принимать большие пассажирские самолеты, например Боинги. Однако в облсовете сомневаются, что государство в состоянии финансировать предприятие, тем более сейчас, когда денег не хватает даже на первоочередные социальные выплаты. «Заявление Кабмина — чистая декларация, ведь реально правительство ничего не сделало для аэропортов», — говорит Степан Жданюк.
Владимир Шипиль считает, что при условии вложения инвестиций из нынешнего убыточного авиапредприятия можно сделать рентабельное. По его словам, для этого следует переориентировать «Ривне» с пассажирских перевозок на грузовые и построить современный логистический комплекс. С ним согласен и Виктор Якобчук. Экс-директор убежден, что сейчас нет смысла заниматься пассажирскими перевозками. Перспектива для аэропорта — создание транспортно-логистического узла и технической базы по ремонту и обслуживанию авиатехники.