Sky News вел собственное расследование в течение шести месяцев. В основу легли показания двух бывших сотрудников "Боинга". По словам корреспондента Sky News в США Эндрю Вилсона, эти люди "не захотели замалчивать правду". За что и пострадали: аудиторов Джаннин Прюитт и Тэйлора Смита, чьи шокирующие откровения прозвучали в телеэфире, понизили в должности, затем уволили.
"Было очень много ошибок в производстве и несоответствий качества", - говорит Прюитт (в "Боинге" - с 1996 по 2003 год). В 1999-м она обнаружила: вместо того чтобы использовать оптимизированные с помощью компьютера детали, рабочие калифорнийской фирмы Ducommun - основного поставщика запчастей для "Боинга" - обрабатывали изделия вручную.
Чрезвычайно неточно, по словам Прюитт, стыковывались металлические куски обшивки вокруг входных люков. Отверстия в фюзеляже сверлились неправильно, где попало, на глазок. Тем не менее, самолеты успешно проходили контроль качества. "Безопасность лайнера была под угрозой, возрастал риск падения. Этот порочный процесс следовало немедленно остановить", - убеждена бывший аудитор "Боинга".
Любопытно, что Прюитт и Смит занялись этой проверкой по инициативе руководства "Боинга". Ознакомившись с итогами, оно даже похвалило их за работу. Но аудиторов предупредили: о браке не должна ничего знать Федеральная администрация по авиации (FAA, правительственный надзирающий орган). Люди из охранной службы "Боинга" якобы сказали им: "Компания подаст на вас в суд, если вы обратитесь в FAA и сообщите всю правду".
По словам Прюитт и Смита, администраторы "Боинга" стали их запугивать. И отправили в отставку. В марте 2005 года пара разоблачителей (whistle-blowers, дословно - "свистуны") возбудила иск против компании в федеральном суде города Вичита. До сих пор не было ни одного слушания. Ответчики называют обвинения в свой адрес безосновательными. "Все детали тщательно проверяются системой контроля, а конечная продукция уже давно доказала свое качество и безопасность", - говорят представители "Боинга".
"Сообщения прессы мы не комментируем, - отказался обсуждать степень вероятной опасности в связи с установкой нештатных деталей на Боинги-737 заместитель руководителя Межгосударственного авиационного комитета Олег Ермолов. - Поймите правильно, для нас существуют только официальные документы".
Неутешительный прогноз дал Анатолий Свистунов, более двадцати пяти лет прослуживший главным инженером военного авиаремонтного завода: "Фюзеляж - самая уязвимая часть машины, производить в каких-то конструктивных деталях самовольные доводки - полное безумие или намеренное преступление".
Между тем, по данным пресс-службы Минтранса России, различные классификации "Боингов" этой серии эксплуатируют несколько российских авиакомпаний.
"У "Боинга" очень хорошая репутация, - заявил "Известиям" директор по связям с общественностью авиакомпании "Трансаэро" Сергей Быхал. - Я глубоко сомневаюсь в правоте этого расследования. Любой самолет - плод бесконечных проверок. Мы никогда не сталкивались с техническими проблемами, эксплуатируя "Боинги".
По словам Быхала, сейчас ни одна российская авиакомпания самолетов Боинг-737 NG в своем парке не имеет. Однако с 1998 по 2003 год "Трансаэро" "очень успешно" использовала лайнер Боинг-737-700 (из серии NG). Более того, в ближайшей перспективе "Трансаэро" намерена задействовать и другие Боинги-737 из той же серии.
"Самый большой авиапарк 737-х находится в Калининграде, - сказала "Известиям" руководитель пресс-службы "КД-авиа" Надежда Галягузова. - Однако среди наших семи бортов нет модификаций с такими буквами. Так что наши пассажиры могут летать спокойно".
Кстати, буквально на днях с Боингами-737 в мире случилось три громких инцидента. В США из-за частичной разгерметизации совершил экстренную посадку самолет авиакомпании Alaska Airlines с 122 пассажирами на борту. Лайнер следовал из Ванкувера в Сан-Франциско. А в городе Катания на юге Италии у Боинга-737 во время взлета оторвалось колесо. Неполадку заметил один из пассажиров. В иллюминатор он увидел, как одно из колес катилось рядом с самолетом по взлетно-посадочной полосе. Останавливать лайнер было уже поздно. К счастью, приземление в римском аэропорту прошло успешно. Наконец, Боинг 737-200 (принадлежит компании "Сахалинские авиатрассы"), летевший из Хабаровска в Южно-Сахалинск, вчера совершил посадку с заклинившими закрылками. Никто из пассажиров не пострадал.
http://www.finiz.ru/cfin/tmpl-art/id_art-1045948