Для приватизации авиакомпании "Днеправиа" больше нет явных препятствий. Основной кредитор авиаперевозчика – группа "Приват" – не возражает против вывода из состава "Днеправиа" взлетно-посадочной полосы аэропорта "Днепропетровск", за которую около двух лет безуспешно боролся Фонд госимущества.
В минувшую пятницу президент Виктор Ющенко подписал указ, которым поручил Кабинету министров принять меры по приватизации госпакета акций ОАО "Авиакомпания 'Днеправиа'". Кабмин не выполнил указанных в решении Совбеза от 16 мая 2008 года требований о выведении из состава "Днеправиа" целостного имущественного комплекса аэропорта "Днепропетровск" и преобразования его в ГП "Международный аэропорт 'Днепропетровск'", говорится в указе президента. "Мы не могли разделить активы раньше из-за судебных разбирательств. Авиакомпания находится в стадии банкротства, и имущество находится в залоге",– объяснил Ъ глава Госавиаадминистрации, заместитель министра транспорта и связи Александр Давыдов. "Днеправиа" проходит процедуру банкротства с 2004 года, основной кредитор компании – группа "Приват" (см. Ъ от 11 апреля 2008 года).
Авиакомпания "Днеправиа" на 100% принадлежит государству, в прошлом году перевезла 432 тыс. человек. Воздушный парк перевозчика насчитывает 11 региональных самолетов Embraer 145 и 6 среднемагистральных Boeing 737. Компании принадлежит международный аэропорт "Днепропетровск", который входит в пятерку крупнейших в стране.
Затягивание приватизации авиакомпании, по мнению Виктора Ющенко, может привести к потере Днепропетровском права на проведение матчей чемпионата Европы 2012 года по футболу. Заместитель гендиректора "Днеправиа" Сергей Ткаченко говорит, что реконструкция аэропорта возможна после приватизации "Днеправиа". "Мы до сих пор не можем получить выделенные государством средства на реконструкцию, у нас не готов даже проект",– отметил он. Ранее в группе "Приват" заявляли, что профинансируют реконструкцию в случае победы на приватизационном конкурсе. По словам господина Давыдова, на реконструкцию необходимо около двух лет, поэтому, чтобы успеть к Евро-2012, "Днеправиа" необходимо приватизировать в этом году.
Обязательными условиями конкурса по продаже "Днеправиа" должны быть передача авиакомпанией в собственность государства взлетно-посадочной полосы (ВПП), технических средств аэронавигационного обеспечения полетов и земельных участков, на которых они расположены, отмечается в указе.
Кредиторы более двух лет препятствовали выводу из состава "Днеправиа" ВПП, что тормозило процедуру подготовки к приватизации. "Сейчас кредиторы не против раздела авиакомпании и аэропорта. Насколько мне известно, не возражают они и против вывода из состава компании ВПП",– рассказал Сергей Ткаченко. Александр Давыдов подтвердил эту информацию: "Между руководством авиакомпании, кредиторами, представителями Кабмина и Днепропетровской облгосадминистрации было подписано соответствующее соглашение. Основным условием раздела компании стала выплата долгов кредиторам".
"Комитет кредиторов и дальше мог затягивать процесс передачи ВПП, не давая согласия. Но сейчас удачное время для приватизации: при общем спаде на авиарынке доходность авиакомпаний упала, а этот фактор учитывается при оценке актива. Инвестор может получить актив в собственность намного дешевле, чем раньше",– отмечает старший партнер юридической фирмы "Ильяшев и партнеры" Роман Марченко. "Днеправиа" действительно ухудшила свои финпоказатели по итогам 2008 года: чистый убыток увеличился в 33,2 раза по сравнению с 2007 годом – до 215,02 млн грн. В прошлом году источник Ъ в ПриватБанке говорил, что группа "Приват" готова заплатить за аэропорт не более $10-15 млн.