Знакомьтесь, крылатый малютка!
Самолет под названием «Мираж-2» - полностью эксклюзивная модель, аналогов которой нет во всем мире. Несмотря на свой вес - всего 200 кг, он может поднять пилота на высоту 4,5 тысяч метров. Размах его крыльев – всего одиннадцать метров, но в этом малыше бьется мощное сердце - авиационный двигатель в 50 лошадиных сил. Благодаря ему машина практически мгновенно отрывается от земли. Однако самое замечательное в самолете – его полностью собрали вручную руководитель кружка авиамоделирования Владимир Безкаравайный и его ученики. - «Мираж-2» мы строили два года, - говорит Владимир Павлович. - На данный момент он уже налетал более 100 часов. Очень легок в управлении и прощает пилоту любые ошибки. Его возможностям поражают даже самых бывалых авиатехников.
Предшественник этого чудо-самолета - «Мираж-1», также был сделан в клубе. Размерами он и того меньше (размах крыльев - 9,5 метров), но вот в мощности уступает более поздней модели – всего 28 лошадиных сил. Двигатель со… снегохода «Буран» все-таки не авиационный. К сожалению, ребята, с которыми авиатехник создавал эти самолеты, уже разъехались кто куда. Но осталась маленькая Диана, его внучка, которая участвовала в строительстве «Миража-2», не смотря на то, что тогда ей было … не больше трех лет. В это трудно поверить, но сегодня шестилетняя Диана знает о моделировании на уровне профессионала. Она умеет и чертежи рисовать, и инструментами пользоваться. А в прошлом году на городских соревнованиях по авиамоделированию заняла призовое место среди… взрослых. Диана – единственная девочка и самая младшая из 25 детей, которые занимаются в клубе в СОШ №29.
<заголовок-плашка>Авиаконструкторы будущего
<текст>Если зайти в школу с центрального входа, то увидишь привычные коридоры, классы и сидящих в них учеников. Но если входить в здание с торца, то окажешься не в обычной школе, а в… ангаре с сотнями самолетов, планеров и ракет. Правда, они совсем небольшие - все-таки модели. Но назвать их «игрушками» язык не повернется - каждая выполнена детскими руками с таким старанием и любовью, что значит для своих создателей ничуть не меньше, чем всамделишный самолет. Поэтому, попав в клуб, чувствуешь себя, как на настоящем аэродроме. Даже сам руководитель не скажет с точностью, сколько самолетов и прочей летающей техники сделали его ученики. Десятки, сотни, тысячи? Сколько времени и сил ушло на создание этих хрупких, но действующих конструкций? - Теперь и не сосчитаешь, – говорит Владимир Безкаравайный. - Ведь я занимаюсь с детьми почти двадцать лет. Моделированием я увлекся еще в юношеские годы. В Донецком аэроклубе мы, мальчишки, строили планеры и поднимались на них в небо. Теперь авиаконструктор передает свой опыт таким же влюбленным в небо ребятам. Каждый год в клуб приходят новые дети. Им с азов приходиться объяснять все тонкости: от теории полетов до работы со сверхлегкими материалами. Зато уже после года обучения даже самый юный сможет построить схематическую модель планера. Десятилетние Влад и Руслан учатся моделированию не больше года, но уже с гордостью демонстрируют сделанные своими руками «схематички». Выбежав на школьный двор, мальчишки показывают, как они летают. Пущенный из рук планер плавно скользит по воздуху, постепенно снижаясь. Женя не на много старше своих товарищей, но занимается дольше их. Поэтому сделал более сложную, кордовую модель самолета. Он может самостоятельно взлетать с земли и даже участвовать в воздушных битвах. Только научившись строить такие маленькие модели весом не более 800 грамм, можно преступать к созданию большого самолета. И, кто знает, возможно, пару лет спустя, Влад, Руслан и Женя построят «Мираж-3».
Плоды стараний
Все ребята, которые занимаются в центре, учатся в 29-й. После уроков два раза в неделю они приходят в клуб, а по выходным у них полеты. Как настоящие авиаконструкторы, мальчишки испытывают свои модели на аэродроме бывшего ВВАУШа. Кроме того, постоянно участвуют в городских и областных соревнованиях и… побеждают. Андрей Башмак в этом году выполнил первый разряд и за спортивные достижения получил путевку в Артек. Также побывал в Артеке и Андрей Стрига. Он занимается авиамоделированием уже шесть лет. - Вот это модель класса 2-А, - показывает Андрей Стрига свой планер, напоминающую какой-то космический звездолет на солнечных батареях, - У него есть бортовое управление, он может находиться в полете до пяти минут. С ним я занял второе место на чемпионате области – до победы не хватило каких-то трех секунд. На вопрос, хочет ли Андрей в будущем конструировать настоящие самолеты, он отвечает отрицательно:
- Маленькие делать гораздо интереснее и сложнее.
- Небось, у тебя и дома полно таких планеров?
- Нет, дома хранить их страшно, они очень дорого стоят.
Одни только материалы, необходимые для ее создания, обойдутся в 300 гривен. Понятно, что центру таких денег никто не выделяет.
- Все материалы и инструменты нам предоставило руководство ЛАРЗа (Луганского авиаремонтного завода – прим. Авт.), - говорит Владимир Безкаравайный. - Директор завода Алексей Мостовой очень помогает нам. Что-то по мелочи покупают родители. Больше помощи ждать неоткуда – городское управление образования с 2000 года не выделило на клуб ни копейки.
Клубная жизнь
Неприятности у клуба начались еще раньше - после того, как восемь лет назад его вместе с другими кружками «попросили» из старой 20-й школы. Крыло здания, в котором находился детский культурно-технический центр, занял телеканал «Эфир-1». Кружки, которые на тот момент посещали 300 детей, фактически прекратили свое существование. И уцелел только клуб авиамоделирования, нашедший пристанище в СОШ №29. К счастью, подсобное помещение школы было свободным. С тех пор, как в нем обосновались воспитанники клуба, оно больше не пустует. Там постоянно идет кропотливая работа – дети строят модели, учатся создавать что-то необычное, поражающее воображение. Казалось, руководству школы только радоваться, но….
- Ни директор, ни учителя никогда сюда не заходят, а ведь здесь занимаются их ученики, - сокрушается Владимир Безкаравайный. – Я уже не говорю о том, что первые два года нам не проводили свет и даже хотели отключить от теплосети. Со временем свет провели. Но воды нет до сих пор. Что это значит для мастерской, поймут только те, кто когда-то работал над созданием очередной модели - по уши в пыли, стружке и клее. Поэтому поддерживать порядок в помещении, где кипит такая бурная деятельность, очень сложно. Но ребятам это удается: раз в месяц они проводят генеральную уборку. В клубе даже есть живые цветы – о них заботится жена Владимира Павловича - Валентина. А еще там живет кот Барсик.
В прошлом году под дверью клуба кто-то поджег автошину. Дверь сгорела дотла, пришлось ставить новую, железную, за свои же деньги. Кому это могло потребоваться? Неизвестно, скорее всего, кто-то просто решил таким образом поразвлечься. Конечно, человек, влюбленный в небо и во все, что с ним связанно, никогда бы не сделал такого. Ведь небо очищает сердца людей, потому к нему тянуться и взрослые, и дети.
Из досье «КП»
Владимир Павлович Безкаравайный родился 1941 году в Киргизстане в.
После войны семья переехала на Украину, в село Авдеевка Донецкой области.
С пятого класса Владимир занимался в детском Донецком аэроклубе.
По окончании школы поступил в Павлоградскую школу военных летчиков.
В 1960-м перевелся в Челябинское штурманское училище, но работать в авиации ему так и не довелось.
В Луганск приехал в 1970 году.
В начале 70-х работал руководителем областной радиошколы ДОСААФ.
С 1988-го – руководитель детского кружка авиамоделирования. Вся семья Владимира Безкаравайного связана с авиацией. Жена Валентина в молодости занималась парашютным спортом в Барнаульском авиаклубе. Сейчас – медработник, в качестве врача присутствует на всех полетах и соревнованиях. Сын Валерий – майор ВВС Украины, летчик-инструктор в Чугуевском летном училище.
Справка «КП»
«Мираж-2» зарегистрирован Министерством транспорта Украины под бортовым номером 0604. Самолет одноместный, с радиосвязью на борту. Вес в полете – 320 кг. Способен развивать скорость до 200 км/ч. Летает на бензине марки А-98.
Ольга БОДРУХИНА