С введением в действие летнего расписания регулярных рейсов (с 29 марта. - "СЕЙЧАС") на отечественный рынок авиаперевозок выйдут минимум две новые компании: немецкий низкообюджетный авиаперевозчик "Germanwings" (Кельн - Киев (Борисполь) - Кельн) и британский - "British Midland Airways" (Лондон - Киев (Борисполь) - Лондон).
Каждому - свое?
Сегодня в украинском небе конкурируют 12 отечественных авиаперевозчиков, выполняющих рейсы в 41 страну по 91 международному маршруту, и 44 иностранные авиакомпании, которые перевозят пассажиров в 33 страны по 82 маршрутам. С появлением на рынке двух новых игроков, один из которых - low-cost перевозчик, конкуренция в борьбе за пассажира усилится, считают эксперты.
"Раньше услугами бюджетных компаний летали люди с достатком ниже среднего, - рассказывает интернет-газете "СЕЙЧАС" первый заместитель председателя правления одной отечественной компании. - С наступлением кризиса эта тенденция изменилась. Во-первых, уровень доходов у населения резко упал, во-вторых, даже те, кто может позволить себе привычную компанию, при совпадении маршрутов выбирают low-cost". По его словам, привычка "к хорошему" закончилась у украинцев достаточно быстро - теперь они предпочитают планировать свои расходы.
"Если сравнивать результаты за февраль 2009-го с аналогичным периодом прошлого года, то в сегменте авиаперевозок премиум-класса мы наблюдаем падение на 20,2%, тогда как в сегменте эконом-класса пассажиропоток уменьшился на 5,5%", - рассказывает интернет-газете "СЕЙЧАС" Светлана Игольникова, директор по продажам авиакомпании "British Airways" в Украине.
Она не согласна со своим коллегой в вопросе конкуренции между "обычными" и низкобюджетными компаниями. "Авиакомпании, предоставляющие услуги полного цикла, и так называемые no-frills авиакомпании (которые работают по принципу "без излишеств"), занимают каждая свою нишу. Покупая билет у последних, пассажир фактически платит только за место в самолете и вынужден доплачивать за традиционные услуги, включая багаж и питание на борту", - объясняет она. Компании полного цикла предоставляют совершенно другой подход - дополнительный комфорт и высокий уровень сервиса.
При этом Игольникова признает, что экономические реалии сказываются на политике компании. Особенно бьет по карману клиента тот факт, что стоимость авиабилетов в Украине привязана к доллару. "Рост валютного курса автоматически приводит к увеличению цены в гривнах. В связи с этим мы вынуждены были снизить цены практически наполовину, - говорит Игольникова. - Самая низкая цена на билет "Киев-Лондон" в две стороны составляет теперь $180 без аэропортовых сборов".
И хотя стоимость некоторых билетов у бюджетных и обычных компаний практически сравнялась, в сегодняшних реалиях пассажиры все равно предпочтут low-cost, уверяют эксперты.
"При совпадении рейсов между обычной и low-cost-компаниями я выберу последнюю", - говорит интернет-газете "СЕЙЧАС" Иван Пресняков, аналитик киевского исследовательского центра. "У них все равно цены демократичнее и самолеты новее. А сервис в этом случае не является главным критерием", - объясняет он.
Малобюджетная война
"Чтобы совершить перелет из Кракова в Лондон, я выбирала из двух компаний: Easy Jet и Ryanair. В результате из-за меньшей стоимости билета и более удобного времени прилета в Лондон победила последняя", - рассказала интернет-газете "СЕЙЧАС" Анастасия Фоменко.
На европейском рынке уже давно существует острая конкуренция между низкобюджетными перевозчиками. В Украине она только начинается. А о том, что отечественный рынок остается привлекательным для таких компаний даже в период экономического кризиса, свидетельствует приход Germanwings - четвертого low-cost перевозчика (после Wizz Air Hungary, Air Arabia и Wizz Air Ukraine) в стране.
Полеты в Кельн Germanwings начнет с 16 мая. Минимальная стоимость перелета "туда-обратно" составит около $110-120 (+$13 плата за транзакцию) во время распродажи и около $200 - после ее завершения.
Но уже сейчас по такому же маршруту можно слетать дешевле. "В отпуск в Германию я решила лететь компанией Wizz Air Ukraine рейсом "Киев-Кельн". Сначала, 30 октября 2008 года, забронировала билет на 14 февраля, но в конце января перенесла на 14 марта", - рассказывает интернет-газете "СЕЙЧАС" Ольга Гдуля, web-дизайнер компании ЛIГАБiзнесIнформ. Перелет в обе стороны плюс багаж обошелся ей в 525 грн. Единственное неудобство, с которым столкнулась туристка, - в Киеве было только одно отделение банка, где можно было заплатить наличными, не открывая счет и не переводя деньги.
Арабская авиакомпания Air Arabia предоставляет low-cost услуги только в одном направлении: Киев-Шарджа-Киев. Несмотря на это, по словам Владимира Гавриша, директора туристической компании Nord, предоставляющей услуги Air Arabia, забронировать билет в Шарджу можно "хоть за сутки" до рейса. "Пока оттока клиентов мы не замечаем, - отмечает он интернет-газете "СЕЙЧАС". - Ведь, купив билет в Украине, в аэропорту Шарджа можно пересесть на другие рейсы Air Arabia во многие страны мира".
Так что настоящая война за клиента еще не началась. С приходом новых операторов-низкобюджетников она развернется "по всем фронтам". И поскольку low-cost-перевозчики предоставляют одни и те же услуги и экономят на всем, победит, уверены эксперты, тот, кто предоставит лучшее качество обслуживания и более разнообразный ассортимент дополнительных услуг за небольшие деньги.