Как рассказал президент ОАО «АС» Александр Бадрудинов, желание украинцев летать с каждым годом усиливается. «Складываются объективные причины. Сегодня бизнес требует мобильности и оперативности. Деловой человек не может себе позволить тратить два часа на то, чтобы доехать на автомобиле в аэропорт Борисполь для полета за границу. Ему нужно более скоростное и надежное транспортное средство. Вот он и покупает вертолеты. Пока еще для полетов на территории Украины».
Более того, приобрести легкое летательное средство передвижения (до 5 т) совсем несложно. Сама процедура оформления займет не больше времени, чем покупка автомобиля. Было бы желание и деньги. Но прежде нужно пройти обучение. «Определяетесь, на чем будете летать. Затем проходите комиссию в Центральном госпитале гражданской авиации в Жулянах. Если все в порядке со здоровьем, получаете аттестат летной годности. Дальше - базовый курс обучения в летной школе в Кременчуге - 1,5 месяца, так называемая наземная подготовка. Здесь курсанты учат теорию. И, в принципе, вы уже готовый пилот», - говорит Леонид Кригер, соучредитель Житомирского аэроклуба «Авиатик».
Для прохождения практики необходимо найти вертолет той модели, на которой планируете летать в будущем. В сертифицированных летных школах достаточно будет 10-20 часов, чтобы научиться летать. По завершении обучения инспектор из Госавиаслужбы примет у вас экзамен и выдаст сертификат частного пилота. Теперь можно покупать вертолет.
Вертолет стоит от $100 тыс. до $3 млн. Подержанный Robinson-44 обойдется в среднем в $250 тыс. при цене на новый $450-470 тыс. в зависимости от комплектации. «Само оформление займет не больше трех дней. После приобретения вертолет, как и автомобиль, ставится на учет в одном из аэродромов или аэроклубов, где ему присваивается номер. В сумме обучение, покупка и оформление трехместного вертолета Robinson-44 обойдется в сумму $300 тыс. Курс в Кременчуге - $300, практический курс на Robinson - $10 тыс. (20 часов по $450), сам вертолет от $250 тыс., остальное - пошлины при регистрации воздушного судна», - рассказывает г-н Кригер.
Пройдя всю процедуру, вы можете совершить свой первый полет. Зона свободного пространства составляет 300 метров. Вылет на такую высоту не требует запроса в центральном диспетчерском пункте. Если же вы планируете совершить перелет в другой город, то заявка подается накануне вылета вечером. «После получения разрешения вас ведет диспетчер вашего аэродрома. Дальнейшая координация полета переходит к новым диспетчерам в зависимости от вашего маршрута», - поясняет г-н Кригер.
Над территорией Украины полеты осуществляются определенными маршрутами. Надо помнить, что над некоторыми объектами полеты запрещены. В частности, над городами. Как и за рубежом, у нас в города могут залетать лишь машины специальной конструкции с двумя двигателями, да и то после специальных допусков и разрешений.
Но взлететь еще не значит летать. Несмотря на легкость процедуры оформления, у авиаторов есть свои трудности. Развитию малой авиации бизнес-класса препятствует отсутствие развитой инфраструктуры, считает господин Бадрудинов. «Представьте, если бы вы отправились из Киева в Донецк на автомобиле. А по дороге нет ни одной заправки, ни одного сервисного центра и ни одного места для парковки», - говорит господин Бадрудинов. «Так и с легкой авиацией. Крупные аэропорты, такие как Борисполь или Жуляны, не могут развивать ее на своих аэродромах. Нужно специальное обучение. Сертификаты под определенную авиатехнику. Наконец, самый маленький самолет или вертолет займет полосу, а это экономически невыгодно».
По мнению г-на Бадрудинова, в настоящее время деловому человеку самолет или вертолет нужен не просто для удовольствия: «Техника должна работать. Но часто она так и остается на земле в ангарах». Причина - в отсутствии заправочных станций, сервисных центров и взлетных площадок. А кроме того, вертолет нужно где-то хранить. Рядом с подъездом дома или на газоне этого делать нельзя. Необходима специально оборудованная площадка. Пока владельцы авиатехники пользуются услугами уже существующих аэродромов. В Бородянке это будет стоить порядка 16 грн. в сутки. Однако приспособленных под легкие летательные аппараты аэродромов в Украине не больше чем пальцев на одной руке.
Наконец, дополнительной проблемой остается отсутствие в стране горюче-смазочных материалов для легкой авиации. «Старая советская техника уже исчерпала свой ресурс, а для новой импортной необходимо соответствующее топливо, - считает господин Бадрудинов. - Для того же «Робинсона» едва ли подходит наш А-98 премиум, не говоря уже о маслах. Владельцев таких современных вертолетов наберется не более ста по всей Украине. Импортом горючего для них никто заниматься не будет».
Эксперт уверен, что сегодня легкой авиации необходимо внимание государства. Только оно может поспособствовать развитию инфраструктуры.
А пока суть да дело, авиалюбители пытаются самостоятельно найти выход из создавшейся ситуации. «Авиация бизнес-класса пока находится на первой ступени развития, - рассказал руководитель Житомирской городской общественной организации «Авиатик» Анатолий Семенов. - Владельцы маленьких самолетов и вертолетов объединяются в клубы, создают небольшие частные аэродромы. Так что если вы летите из одного города в другой, то вас всегда там примут и заправят». На их территории техника и хранится. Но можно и возле дома. Специально оборудованные площадки, инженеры-техники, диспетчеры и пожарные машины нужны только для коммерческих полетов. Обычный владелец может держать вертолет хоть во дворе дома. Главное, чтобы была обеспечена его недоступность.
Легкая авиация, по мнению владельцев небольших вертолетов и самолетов, - достаточно перспективная отрасль. Сегодня в стране существует не одно предприятие, занимающееся разработкой и производством легкой летательной техники. Все зависит напрямую от благосостояния населения. По мере его роста будет увеличиваться и спрос на частные одно-четырехместные самолеты и вертолеты. Увеличение их количества в небе станет толчком для развития инфраструктуры на земле.
ГЛАВНОЕ
Желающих приобрести личный вертолет или самолет с каждым днем становится все больше. Пока что летательную технику покупают любители. Авиация бизнес-класса находится еще на стадии зарождения. Состоятельных людей, имеющих крупный бизнес, пугает не стоимость вертолетов. Дорогая техника часто большую часть времени простаивает на земле по другой причине. В городах отсутствует развитая инфраструктура: заправки, сервисные центры, взлетно-посадочные площадки.
http://president.org.ua/news/news-125638