Правительство обещает помощь украинским авиастроителям в выполнении ранее заключенных контрактов. Некоторые самолеты были уже проданы несколько раз, но заказчики их так и не получили
Нынешняя неделя была беспрецедентной по степени внимания правительства к проблемам украинских серийных производителей самолетов. В понедельник премьер-министр Украины Юлия Тимошенко посетила киевский авиазавод «Авиант», во вторник — Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП)
ПРОБЛЕМЫ заводов сейчас идентичны — огромная кредиторская задолженность перед банками и невыполнение ранее заключенных экспортных контрактов на поставку самолетов. В 2006–2008 годах иностранные заказчики не получили ни одного из заказанных ранее летательных аппаратов. Оказалось, что выполнение контракта заводом «Авиант» на поставку шести Ан-148 казахстанской авиакомпании «Скат» заморожено, несмотря на получение предоплаты. Завод также обязан передать ГП «Лизингтехтранс» три Ан-148, конкурс на реализацию которых состоялся на прошлой неделе. Заявки на участие в нем подали АНТК им. Антонова и авиакомпания «Марс-РК», которая победила в предыдущем конкурсе на Ан-148. Предыдущее руководство предприятия обвиняют и в нецелевом использовании средств на строительство двух Ан-70 по заказу Минобороны Украины. ХГАПП, в свою очередь, до сих пор не выполнил контракты на поставку самолетов Ан-74 различных модификаций в Ливию, Египет и Лаос. Есть у завода должок и перед внутренним заказчиком. С 2003 года ГАП «Украина» не может получить второй Ан-74ТК-300Д (ВИП-вариант), строительство которого финансировалось ОАО «Укртранслизинг» (УТЛ).
Помимо невыполнения контрактов предприятиям придется разрешать и другую проблему, связанную с тем, что продажа одной и той же единицы техники производилась нескольким заказчикам. В прошлом году, несмотря на крайне тяжелое положение, ХГАПП поднял в воздух первый за три года простоя самолет, Ан-74ТК-300Д, предназначенный для Ливии. Тут же выяснилось, что на этот же аппарат экс-гендиректор ХГАПП Павел Науменко подписал договор с УТЛ (средства на его достройку выделялись дважды: один раз — компанией, второй — из госбюджета-2006). В итоге «Укртранслизинг» обратился с письмом в Минтранссвязи с требованием не выпустить борт за пределы Украины, а ливийский заказчик не может получить оплаченную им технику. Об этом премьера информировал нынешний гендиректор ХГАПП Анатолий Мялица, но проблема, по утверждениям источников «k:», пока еще не решена. По этому же пути, отмечают источники «k:», близкие к Минпромполитики, готовится пойти и завод «Авиант».
Сейчас практически готово решение о продаже одного из трех Ан-148 (заводской номер 02–03) в виде самолетокомплекта Воронежскому акционерному самолетостроительному обществу (ВАСО). Кстати, на заводе, где ведется кооперационная сборка аппаратов этого типа, планируют в течение месяца выкатить первый серийный Ан-148. Хотя ВАСО начинал производство своих Ан-148 минимум на год позже Киева, в этом году там намерены собрать четыре машины. Первые два самолетокомплекта на ВАСО были отправлены еще в прошлом году. Видимо, для сборки четвертой машины будут вычищены все производственные заделы «Авианта».
Тем более что киевский завод даже в нынешнем году может не закончить производство двух Ан-148, заложенных в 2006 году. Хотя во время посещения премьером «Авианта» аппараты скромно красовались позади единственного на нынешний момент готового Ан-148 (опытный самолет после завершения испытаний был доработан до типовой конструкции АНТК им. Антонова и торжественно передан ГП «Лизингтехтранс» на салоне «Авиасвит-2008»), но ни двигатели, ни навигационно-пилотажное оборудование к ним до сих пор не закуплено в отличие от российских. Так что трудно прогнозировать, что же будет — победа или катастрофа, если вдруг Иран в нынешнем году действительно подпишет контракт на 50 Ан-148. Может оказаться, что даже предоплата (или открытый аккредитив) не совершит чуда, так как производства уже нет.
В нынешнем году усилиями правительства уставный фонд ХГАПП пополнился 40 млн. грн., «Авианта» — 30 млн. грн. Кроме того, предприятиям пообещали реструктуризировать долги и поддержать на 0,5 млрд. грн. из стабфонда. Намерения Кабмина спасти авиационную отрасль более чем благие. Однако с точки зрения финансовой дисциплины и урока на будущее они схожи с инъекцией в протез. Правительству, похоже, совершенно не интересно, куда же делись выделенные ранее бюджетные средства. Пока все ограничивается констатацией «украли!», но обещаниями дать еще — как в случае с Ан-70 и Ан-148, а ранее и с Ан-74.