Вот уже двенадцатый год российская госкомиссия, расследовавшая катастрофу над Иркутском грузового «Руслана», считает запорожских моторостроителей виновными в гибели 72 человек. Украинцы провели собственное расследование, которое им обошлось в 2 миллиона долларов, и теперь настаивают на реабилитации.
АВИАТОРОВ УПРЕКНУЛИ В ЭКОНОМИИ ГОРЮЧЕГО
Напомним, 6 декабря 1997 года Ан-124 российских ВВС, перевозивший во Вьетнам два истребителя Су-27, прямо на взлете рухнул на жилой микрорайон, из-за чего погибли экипаж «Руслана» и жители дома по ул. Гражданской, 45. Еще 373 иркутчанина получили ранения. Сразу после катастрофы в российских ВВС поговаривали, что причиной трагедии могли стать нештатное количество воды в авиатопливе, небрежная подготовка авиатехников к взлету самолета и нарушение маршрута. Мол, экипаж не имел права набирать высоту прямо над густонаселенным районом города, но, видимо, решил сэкономить горючее...
Тем не менее россияне до сих пор считают виновными в трагедии конструкторов двигателей для самолета: запорожское моторостроительное авиационное КБ «Прогресс» и серийный завод по производству этих моторов - ОАО «Мотор Сич». Ведь на взлете «Руслана» отказали сразу три из четырех двигателей Д-18 украинского производства. А значит, виноваты моторы?
Генеральный конструктор крупнейшего нынче в СНГ ЗМКБ «Ивченко-Прогресс» Федор МУРАВЧЕНКО говорит, что сначала к моторостроителям прислушивались. Пока председателем правительства РФ был нынешний посол России в Украине Виктор Черномырдин, российские военные не решались утвердить свою версию катастрофы как истину в последней инстанции. Но как только Сергей Кириенко сменил ЧВС на посту премьера, он немедленно расписался в виновности украинских конструкторов.
Отчасти такое решение было продиктовано политическими мотивами. Ведь вскоре российская компания «Ингосстрах», представлявшая интересы пострадавших, выдвинула украинцам иск на $88 млн. В такую сумму оценили ущерб пострадавших и стоимость разбившихся «Руслана» и двух истребителей на его борту. Но неофициально авиаторы говорили, что госкомиссия, состоявшая из высоких чинов ВВС России, была заинтересована в скорейшем сокрытии причин трагедии, поскольку компания, фрахтовавшая «Руслан», принадлежала одному из замов главкома ВВС РФ. Чтобы доказать свою невиновность, украинским конструкторам пришлось начать собственное расследование.
САМОЛЕТЫ НЕ ВСЕГДА ПАДАЮТ ИЗ-ЗА ДВИГАТЕЛЕЙ
Для этого «Мотор Сич» предоставила КБ один из двигателей - такой же, как был на Ан-124. И запорожские конструкторы начали изучать на нем сложные процессы, которые происходят в топливной системе самолета при перепадах низких и высоких температур. Главным образом их интересовали поведение воды и способность керосина поглощать и отдавать водяной пар.
- Благодаря этим исследованиям, - говорит Федор Муравченко, - нам стали известны процессы и явления, о которых ранее не писали учебники физики и химии и о которых не знала мировая авиация. Ведь самолеты во всем мире продолжают падать и после иркутской трагедии, а причиной их падений зачастую становится отказ двигателей.
Результаты своих экспериментов запорожские конструкторы стараются донести до авиаторов всего мира, чтобы избежать будущих катастроф, и готовы дать авиатехникам необходимые рекомендации. Специалисты о них могут прочитать на сайте ЗМКБ «Ивченко-Прогресс» - www.ivchenko-progress.com
И хотя ранее российские военные, исследовавшие катастрофу «Руслана» в Иркутске, уже косвенно признали несостоятельность своих претензий, отозвав многомиллионный иск к украинским предприятиям, запорожцы все равно не угомонились. Они продолжают добиваться официальной реабилитации - подмоченная репутация им ни к чему.