Вопрос: Каковы результаты работы отрасли по итогам первого квартала?
Ответ: Средняя ситуация по грузам по итогам первых двух месяцев и 20 дней марта – падение до уровня 67,1% от аналогичного периода прошлого года. Начиная с ноября, у нас отмечается некоторая стабилизация: роста еще нет, но и падение не углубляется, а остается на уровне 32%-35%. Устойчиво работает связь, остался небольшой рост.
Лучше, чем по грузам, ситуация по пассажироперевозкам: в среднем 94,8% к аналогичному периоду прошлого года, железная дорога – 96,5%, автомобильный – 94,7%, сильнее спад в авиации 76,2%, но за счет ее небольшой доли в общей структуре, влияние малозаметно.
Вопрос: Таким падением в авиации нивелируется весь рост 2008 года?
Ответ: Да, мы чуть-чуть с превышением идем к уровню 2007 года. Но я думаю, до конца года ситуация будет поправляться: low-cost перевозчик заведет еще 2 самолета и за счет низкой стоимости билета поправит положение.
К сожалению, график поставки самолетов не гибкий, но, скажу откровенно, и мы не успеваем. Ведь для того чтобы летать Aerobus-ом нужен аэродром нормальный. Мы сейчас сделали "Жуляны", я думаю еще неделя-две и запустим его. Ну, по крайней мере, я поставил задачу запустить его с 1 апреля.
Вопрос: Как будет переоборудован терминал в этом аэропорту?
Ответ: Терминал - это вопрос инвестора. Надо искать инвестора, а нет – пускай тогда городская власть выделяет 20 млн грн и строит облегченный терминал, для low-cost перевозок это нормально.
Вопрос: А сохраняется ли, несмотря на кризис, интерес новых компаний авиаперевозчиков к украинскому рынку?
Ответ: Мы постоянно работаем. Air Arabia потенциально сказали, что готовы, Великобритания, Франция и Германия. То есть, четыре low-cost компании выразили свою готовность работать и планируют начать с лета. В чем проблема: я хочу, что бы эти компании, как и Wiss Air, зашли в Украину, зарегистрировались как украинская компания и так начали работать. Зарабатывать на нашем рынке все готовы, а я хочу, чтобы они зашли работать и работали не только на внешних перевозках, но и на внутренних.
Вопрос: Вы считаете, что рынок внутренних перевозок требует еще игроков?
Ответ: Я считаю, что должно работать не меньше 4-х игроков. У нас сегмент авиации – меньше 1% в структуре пассажирских перевозок. Сейчас мы 7 млн в год перевозим, а я считаю, что минимум 46 млн должно быть – чтобы человек хотя бы один раз в год летел.
Одно создает другое: заходят авиакомпании, приносят доходы аэропортам, аэропорты могут что-то начинать делать. Вот сейчас под влиянием low-cost игрока традиционные авиакомпании сбрасывают цены.
Вопрос: Какова, по вашему, должна быть судьба государственного пакета в авиакомпании "Международные авиалинии Украины"?
Ответ: Также, как и в "Аэросвите", госпакет надо продать. Ведь неправильно будет, если мы заберем у пенсионеров, школьников деньги и будем за их счет докапитализировать авиакомпанию. Вкладывать в аэродромы – это правильно, эта собственность никуда не улетит и останется у государства. А соакционеры хотят госпакет размыть, мы от этого отказались. Пожалуйста: $100 млн стоит МАУ, наш пакет 62% - берите за соответствующую сумму и работайте так, как считаете нужным. Но они не хотят так, хотят вложить $20 млн и размыть пакет. Это неправильно.