СМИ уже сообщали о ноте российского МИДа, в которой содержались требования прекратить работы на государственном предприятии Министерства обороны Украины «Конотопский авиаремонтный завод «Авиакон» из-за отсутствия необходимого разрешения разработчика. О причинах появления этого документа рассказал директор предприятия Алексей Енин
Алексей Николаевич, как вы расцениваете действия МИДа РФ?
Наш завод с момента зарождения вертолетной авиации в СССР был основным предприятием, на котором ремонтировалась вертолетная техника всей страны. Мы развивались вслед за вертолетной техникой Миля начиная с 1962 года. И говорить, что мы у кого-то что-то должны отвоевывать, — неправильно.
На заводе отрабатывались технологии по стандартному капитальному ремонту и восстановлению вертолетов конструкции Михаила Миля после боевых повреждений. Важным направлением деятельности было получение информации по техническому состоянию, возможности продления эксплуатации практически любого типа вертолета Ми. Такая обширная номенклатура работ научила наших специалистов не только осуществлять ремонт, но и заниматься восстановлением технической годности летательных аппаратов. Также мы смогли трансформировать производство в соответствии с требованиями времени. Это привело к достаточно высокой конкурентоспособности предприятия, что в настоящее время не удовлетворяет понятно кого.
Как сейчас распределяется рынок ремонта зарубежных вертолетов между «Авиаконом» и российскими заводами?
Cопоставительный анализ провести очень трудно, так как в этом процессе участвует достаточно много компаний и фирм. КБ им. Миля сейчас внедрило так называемый ремонт по техническому состоянию вертолетов — эксплуатирующая организация берет на себя обеспечение агрегатами для проведения ремонтно-восстановительных работ, а выполнять их может достаточно широкий круг исполнителей, которые контролируются КБ. Каждое государство занялось такими работами самостоятельно. Так что ремонты производят не два-три завода, а гораздо больше. Раньше, например, вертолеты Ми не использовались в странах НАТО, а сегодня эксплуатируются там довольно широко. Кстати, КБ им. Миля выдало сертификат ремонтной организации одному из заводов Чехии, возможности которого достаточно ограничены.
Требует ли Россия от «Авиакона» прекращения работ?
Для этого у них недостаточно оснований. Техническая документация на выполнение данных работ была в свое время разработана на заводе с участием КБ им. Миля, введена в действие соответствующими межведомственными решениями, оформлена сертификатами на право выполнения работ по всем направлениям и постоянно корректируется с учетом передовых мировых достижений эксплуатации авиатехники. У нас есть наработки по определению годности ЛА, которые осуществлены в кооперации с западными компаниями, они представляют большой интерес для всех. Поэтому заявления о том, что мы устарели или что-то делаем неправильно, безосновательны. На «Авиаконе» выполняется полный цикл ремонтных работ — начиная с легкого многоцелевого вертолета Ми-2 и заканчивая тяжелым транспортно-десантным Ми-26. Такого предприятия нет даже в России.
Сколько вертолетов и какие их типы ремонтировал завод в прошлом году?
Мы ремонтируем и военные, и гражданские вертолеты как для Украины, так и для зарубежных компаний. Внутренний заказ по итогам прошлого года составляет порядка 25%. В среднем обеспечиваем 10% ежегодного прироста объемов производства.
«Авиакон» совместно с Sagem (Франция) осуществляет модернизацию вертолета Ми-24 по заказу Министерства обороны Украины. На каком этапе сейчас этот проект?
На стадии завершения работы по испытанию установленных на вертолет двигателей ТВ3–117-СБМ-1В производства ОАО «Мотор Сич». Испытания уже показали высокие результаты и эффективность. Думаю, они будут завершены к середине этого года. Вторая наша задача — обновление авионики на вертолете. Тогда у Ми-24 будет повышен уровень выполняемых заданий. Сейчас ВВС наших соседей — Чехии, Словакии и Польши — широко используют Ми-24. Думаю, наш опыт будет интересен этим странам.
«Авиакон» и дальше планирует заниматься ремонтом исключительно вертолетов Ми?
Летательные аппараты, которые эксплуатируются сегодня, могут успешно эксплуатироваться еще в течение минимум 10–15 лет. Для жизненного цикла сложной авиатехники это очень короткий период. Естественно, возникает вопрос, что будет дальше? В перспективе мы планируем добиться заказов по лицензионной сборке авиатехники.