28.03.09 

ImageОчередная ротация вертолетного отряда в Либерию — под угрозойКогда третий вертолетный полк Сухопутных сил Украины открывал парад к 17-й годовщине независимости Украины, у летчиков, летевших над Крещатиком, победно бились сердца. Тогда они еще не знали, что пройдет совсем немного времени, и настроение триумфаторов сменится на кардинально противоположное. Сегодня на их полковом аэродроме тихо, вертолеты стоят, накрытые чехлами, и в воздухе пахнет не керосином, а скандалом.

Дело в том, что вскоре 41 вертолетчик полка должен лететь в Либерию, на очередную ротацию 56-го отдельного вертолетного отряда. То есть нужно готовиться, и не только изучать руководящие документы и заниматься стрельбой, физической подготовкой, что делается сейчас, а выполнять то, к чему каждый из этих людей предназначен — летать. И это не романтическое призвание души, а серьезное требование ООН — каждый вертолетчик-участник миссии в зависимости от класса и должности должен иметь определенное количество часов, проведенных в воздухе. Командир экипажа, например, 1000 часов, из них не менее 200 часов на конкретном типе вертолета. Пилоты обязаны бывать в небе как днем, так и ночью, в том числе в сложных метеоусловиях.

А что сегодня?

Вертолетчики поднимались в небо третьего декабря. Это означает, что для третьего класса летчиков требование подниматься в небо не менее одного раза в три месяца уже нарушается. Люди утрачивают навыки, впрочем, как и техника. Правда, недавно вертолеты подняли в небо, они повисели в воздухе и приземлились. Для большего у полка нет горючего.

Полковник Игорь Якименко, командир полка, конечно, приберег 52 тонны на крайний случай, ведь два вертолета постоянно находятся на боевом дежурстве, на охране наших границ. Но стандартная потребность полка в топливе в месяц составляет не менее 200 тонн, в режиме полной экономии — 150 тонн. Правда, мы уже так наэкономили, что вертолетчики не летают ночью и, нарушив требование находиться в небе в сложных условиях определенный срок, уже должны восстанавливать эти навыки. И если, не дай Бог, случится критическая ситуация, к примеру большой пожар или землетрясение, то неизвестно, поднимутся ли вертолеты на помощь людям немедленно? Конечно, вертолетчики, рискуя собой и техникой, полетят, но почему мы все должны делать через сверхусилия?

Если в ближайшее время, через неделю-две, горючее в полку появится, ситуацию с Либерией еще можно будет спасти. Кстати, когда готовилась предыдущая ротация, было использовано 600 тонн горючего. Сегодня полк, который дислоцируется в Бродах, просит хотя бы 300. Иначе Украина заработает очередной негативный имидж, образовав прецедент, которого еще не было в истории —не подготовит своих вертолетчиков к ротации. А опыт, который приобретают наши военные летчики в миротворческой миссии ООН в Либерии, для армии и нашего государства вообще является бесценным. Ведь пилоты имеют возможность налетать от нескольких сот до нескольких тысяч часов в африканском небе. (Я уж не говорю о том, что за каждый час нахождения в воздухе одного вертолетчика Украина получает немалые средства.)

Игорь Якименко — пилот первого класса. Он уже побывал в нескольких заграничных миссиях, то есть опыт у него немалый. Тем не менее и ему, чтобы восстановить навыки, требуется сейчас не менее 5 тонн, через полгода на это надо будет израсходовать уже 8 тонн, а через год — 12. И так для каждого вертолетчика полка, которые в Украине считаются едва ли не самыми опытными.

К слову, все эти люди не боятся за свое будущее и будущее своих семей. Да, 80 процентов летного состава сегодня не имеют жилья. Однако они в месяц получают не менее 6—8 предложений от частных структур и, конечно же, не только украинских. Так что при желании, уволившись из Вооруженных сил Украины, могут получать хорошие зарплаты от олигархов, которые все больше хотят иметь в своей собственности вертолеты. Слава о сноровке вертолетчиков 3-го полка, и это без какой-либо иронии, разнеслась далеко за пределы нашего государства. Их умение в полной мере было использовано при ликвидации последствий прошлогоднего наводнения в западных областях Украины. Десятки спасенных людей, сотни тонн гуманитарных грузов, перевезенных в отрезанные стихией населенные пункты. И все это удалось выполнять без лишних происшествий и трагических ситуаций, благодаря именно профессионализму вертолетчиков.

Однако в нынешней ситуации может образоваться целая прослойка летчиков, которые считать себя таковыми могут только номинально. Настоящее мастерство молодые пилоты могут получить, лишь попав к армейские полки. Как это делается сегодня — можете себе представить. И это — одна сторона медали; вторая — кто будет учить «желторотиков», если опытные разбегутся кто куда? Поэтому Игорь Витальевич грустно констатирует: «Не за себя беспокоимся — за государство обидно...»

Кто же может «разрулить» эту ситуацию реально —неизвестно. Первая группа вертолетчиков должна прибыть в Африку в конце мая. А до того времени — выполнить все подготовительные программы по стандартам ООН.