По предварительным данным, пассажиропоток в международном аэропорту "Борисполь" по итогам I квартала снизился на 16%, заявил его гендиректор Борис Шахсуваров. При этом количество рейсов сократилось не более чем на 6%.
"Падение началось в ноябре, и сейчас мы возвращаемся к показателям 2007 года",– отметил господин Шахсуваров. По его словам, такая разница между показателями падения пассажиропотока и количества рейсов объясняется снижением коэффициента загрузки воздушных суден. По данным Госавиаадминистрации, годом ранее за этот период "Борисполь" обслужил 1,789 млн человек (+22,6% к I кварталу 2007 года).
"Борисполь" – крупнейший аэропорт страны, на его долю в прошлом году пришлось 62% отправленных из украинских аэропортов пассажиров. По итогам 2008 года его пассажиропоток составил 6,7 млн человек (+17% к 2007 году). Чистая прибыль в 2008 году – 208,975 млн грн, чистый доход – 697,951 млн грн.
Данные по пассажиропотоку отдельных авиакомпаний пока не известны. Крупнейший украинский авиаперевозчик "Аэросвит" еще не опубликовал данные за I квартал, но по итогам января падение пассажиропотока составило 15%. В прошлом году авиакомпания перевезла 2,51 млн человек (+22%), но недавно генеральный директор "Аэросвита" Костадин Ботев заявил, что по итогам нынешнего года количество перевезенных авиакомпанией пассажиров не превысит 1,8 млн человек. Похожая динамика и у "Международных авиалиний Украины" (МАУ) – второго по величине украинского перевозчика: в I квартале пассажиропоток компании снизился в среднем на 14-14,5%, сообщила пресс-секретарь компании Евгения Сацкая. "Загрузка самолетов в 'низкий' сезон (примерно с середины осени до начала весны.– ред.) обычно составляет около 65%, в этом году – 52-55% в зависимости от рейса. В нынешнем году 'низкий' сезон совпал с кризисом,– отметила госпожа Сацкая.– Кроме того, существенно снизилась бизнес-активность, люди стали меньше летать в командировки. А турпоездки за границу стали большой роскошью". В МАУ пока не дают прогнозов относительно итогов 2009 года, объясняя это тем, что "дно пока не достигнуто".
Падение пассажиропотока в "Борисполе" – не самый лучший показатель среди международных аэропортов: в мире его снижение в I квартале составило 5-6%, а по итогам года прогнозируется на уровне 12-15%, отметил гендиректор агентства Infomost Борис Рыбак. "Хуже только в России, где некоторые аэропорты пострадали на 20-25%. Россия и Украина по снижению пасcажироперевозок идут впереди по причине более сильного поражения экономики и финансового сектора. Воздушный транспорт является опережающим индикатором экономического состояния: как только экономика начинает болеть, авиация начинает сыпаться, и наоборот",– говорит господин Рыбак. По мнению Евгении Сацкой, поскольку "Борисполь" – самый мощный аэропорт в стране, существенной разницы в падении показателей между ним и региональными аэропортами, скорее всего, не будет.
Восстановления пассажиропотока в Украине стоит ожидать не ранее чем через 1,5 года, считают эксперты. "Так как аэропорты являются монополистами, они могут начать перекладывать свои издержки на плечи авиакомпаний, а те, в свою очередь, на пассажиров. Но возможности пассажиров не безграничны, и в 2009 году украинские авиакомпании вряд ли выйдут хотя бы в ноль",– предупреждает Борис Рыбак.